09:42, 16 ноября 2018 года

Придёт ли тепло в дом на улице Пирогова в Ставрополе?

Плохо жить человеку в холодной квартире. Когда батареи даже не теплятся. В дни описываемых событий уже давно стартовал отопительный сезон, на дворе октябрь заканчивался, а потом начался ноябрь… Как ни крути, а уже чай не лето.

В поисках спасения

В такой квартире в одном из домов на улице Пирогова живу я. В соседних квартирах тоже люди. В основном пенсионного возраста. Им тоже плохо, потому что холодно. И этажом ниже плохо. Собственно говоря, возраст можно в расчет не брать. Но молодые хоть на работу ходят и там отогреваются, детишек по детсадам и школам распихивают - там тоже тепло…

Спасаемся кто как может. Кто печку газовую в обогревательную превратил. Знает же, что нельзя, а выживать нужно. У кого-то масляный обогреватель целый день включен. У меня свой рецепт – экономный инфракрасный коврик греет. А еще у многих обострились артриты, высыпал герпес, появились другие болячки…

Дело спасения замерзающих, как известно, их собственное дело. Берясь за него, я не предполагала, что оно выйдет сложным. Много-эпизодным и неразрешимым. И даже не предполагала, что я, как и соседи, окажусь в статусе заложника. Без всякого права выбора.

Роман без взаимности

Итак, обо всем по порядку. В понедельник, 29 октября (с начала отопительного сезона и по 23-е была в отпуске), я начала со старшего по дому. Зовут Пётр Дикович. Звоню. Говорю: холодно. Он отвечает:

- Что я могу поделать? Когда установятся холода, тогда и будет тепло.

Логика зашкаливает за разумные и даже не вполне разумные пределы. А «управдом» мне рассказывает, что в нашем доме установлена автоматика, которая начинает подавать горячую воду в батареи, когда температура воздуха снизится до 8 градусов. Впрочем, таких звонков, не скрывал управдом, он получает много. Значит, не мне одной холодно.

Сейчас-то 12 градусов, информирует меня далее Пётр Дикович (разговор состоялся около 8 утра). А днем вообще 20 будет. И во всем городе такая ситуация, начинает он меня обманывать. Я же не в берлоге живу, хотя скоро моя квартира будет ее напоминать и в прямом, и в переносном смысле слова.

Старший по дому сообщил, что зловредную автоматику установила городская теплосеть. Так что следующий звонок туда. Акционерное общество «Теплосеть» Ставрополя, крупнейшее теплоснабжающее предприятие края, встретило меня приветливо. И послало только два раза. Сначала из тепловой инспекции, куда я обратилась, в службу автоматики. А из нее - к мастеру Игорю Вячеславовичу. Все были предельно вежливы и корректны. Объяснили, что автоматы устанавливают не они, а управляющие компании. Но вопрос мой не решили, хотя, как заявлено на сайте предприятия, приоритетным направлением его деятельности «является обеспечение качественного и бесперебойного теплоснабжения потребителей города Ставрополя». То ли я не из краевого центра, то ли не потребитель?

Мастер Игорь готов был разобраться в моем холодном существовании, но только в случае, если я сообщу о нем в управляющую компанию, заявки от частных лиц он брать не может. В городской управляющей компании (я звонила на телефон приемной) к трубке позвали мастера Романа. Мастер повторил мне про 20 градусов жары. Зачем-то позаботился о моем финансовом положении:

- Сами потом к нам будете ходить и спрашивать, почему такие большие суммы в платежках, - заявил он. И даже поинтересовался: - Вы что, ночью встаете, температуру меряете и знаете, что у вас холодно?

От такого хамства я даже ответила на его вопрос: да, встаю, потому что холодно, и утепляюсь. Второй обогреватель включаю. Но мастер мою заявку не принял и велел позвонить в среду, когда температура на улице понизится. Вот такой у нас с Романом получился роман без взаимности.

И что-то сдается мне, что никто из участников этой истории не проникся взаимным чувством хотя бы человеческого расположения и сочувствия, не говоря уже о четком выполнении своих обязанностей, за которые я помимо всего прочего и денежки отстегиваю, причем немалые.

Порядок и беспорядок

Пока до сути дела я так и не докопалась, кто же заставляет нас мерзнуть, нашла на сайте министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края «Порядок предоставления коммунальных услуг: понятие «исполнитель коммунальных услуг», границы ответственности, штрафы». Вот только некоторые из него выдержки, чтобы все и всем стало понятно, кто и за что отвечает. Определило этот порядок Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2014  г. №  354 (далее – Правила № 354).

Излагаю только то, что относится непосредственно к описываемой ситуации. Исполнителями коммунальных услуг для многоквартирных домов могут выступать управляющие компании (УК) и ресурсо-снабжающие организации (РСО). «Если в многоквартирном доме в качестве способа управления выбрано управление УК, то именно она по умолчанию является исполнителем коммунальных услуг». Так что, выходит, лукавил старший по дому, утверждая, что автоматику устанавливала гортеплосеть. Выходит, что управляющая компания как исполнитель коммунальных услуг обязана предоставлять мне, потребителю, «коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества». Этого у меня и моих соседей не случилось.

А еще она обязана принимать сообщения потребителей о факте предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и проводить проверку такого факта, вести учет жалоб на качество предоставления коммунальных услуг и в течение трех рабочих дней со дня получения жалобы направлять потребителю ответ о ее удовлетворении либо об отказе в удовлетворении с указанием причин отказа. В среду, 31 октября, я вновь позвонила в городскую управляющую компанию по телефону 487282, который значился как «прием заявок». Не представившаяся мне женщина вновь объяснила про терморегулятор с автоматикой и попеняла за звонки, отрывающие ее от работы. Напоследок бросила:

- Ну ладно, скажу мастеру.

Мастер никак себя не проявил в моей холодной жизни. И во второй раз роман с Романом у меня не получился. Как, впрочем, и деловое конструктивное общение.

А уж о законной обязанности «информировать потребителей о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества» и говорить не приходится.

Умные люди подсказали, что не туда я стучусь, то есть звоню. А надо в управление Ставропольского края по строительству и жилищному надзору. Во вторник, 30 октября, позвонила на телефон доверия управления. Жалобу на холодные батареи записали. Сотрудник управления объяснил алгоритм действий: нужно вызвать аварийку. Она, кстати, ко мне приезжала в четверг, 1 ноября, без вызова, в рабочее время, когда я должна была быть на службе. Дома оказалась случайно: лечила сопли и чихи. В тот день действительно похолодало и батареи грели хорошо. Сказала, что все нормально. С тем аварийщики и уехали.

Впрочем, соседи вызывали аварийку несколько раз за одну неделю. В первый раз она зафиксировала, по их словам, какой-то закрытый вентиль. Во второй и третий ничего не сделала для повышения температуры в отопительной системе. Как я поняла, аварийная служба ничего сделать и не может, то есть перерегулировать теплоавтоматику просто не имеет права.

Это же подтвердили в управлении стройжилнадзора. Регулировать температуру в системе отопления должна управляющая компания. А при отсутствии в ее составе специалиста по контрольно-измерительным приборам привлекать специализированную организацию со стороны. Кстати сказать, сотрудники стройжилнадзора начали проверку по моему обращению на телефон доверия. Может, и сдвинется дело с мертвой точки?

Напомню, что требования к качеству коммунальных услуг, а также допустимые перерывы в их предоставлении закреплены в приложении № 1 к уже названным Правилам № 354. Для каждого вида коммунальной услуги они индивидуальны. «Отопление должно осуществляться круглосуточно бесперебойно в течение отопительного периода. Отопление должно обеспечивать надлежащую температуру в помещениях». А пока мы кричим, что замерзаем, а нам в ответ – подождите холодов.

Безнадёга

И накрыла меня безнадега. Потому что наши сообщения о нарушении качества коммунальной услуги от нас, потребителей, городская управляющая компания не принимает, хотя по правилам они могут быть сделаны устно (в том числе по телефону).

А дальше аварийка с управляющей компанией должна была провести проверку. И сообщить о результатах мне одной как минимум. Как максимум всем соседям. А если это не сделано, то мы, потребители, вправе сами составить акт проверки качества отопления – двух соседей достаточно. Но нужен и третий – как раз председатель совета дома. Который, как все уже поняли, кивает на непричастную теплосеть. Есть целая инструкция – единая для всей России, как надо составлять такой акт. И в нем настоящие перлы. Например, если домоуправ откажется от подписания акта проверки, «такой акт подписывается другими участниками проверки и не менее чем двумя незаинтересованными лицами».

То есть получается, что соседка-пенсионерка и я, бросившая работу (кто меня, интересно, отпустит?), гоняемся за старшим по дому, ищем – в случае его отказа – двух незаинтересованных лиц. И кто это, интересно, может быть? А если во мнениях не сошлись, как в нашем случае, проверку можно продолжить, подключить экспертизу и так далее… На все это нужно время, которого у меня, как у работающего человека, просто нет.

Средняя температура по бараку

На нет и суда нет, скажет читатель. Ты же замерзаешь, ты и подсуетись. Мои соседи полны такой же безнадеги, как и я. Напомню, что многие – пенсионеры (дом, как говорят, военный), уже не верят, что победят всесильного домоуправа и управляющую компанию, которая просто не реагирует на нас. Вот и чувствуем себя заложниками без права выбора – как в концлагере, где надсмотрщики, которым мы, кстати, платим деньги за «управление домом», определяют среднюю температуру по бараку.

Есть версия. Говорят, что наш дом по отоплению так устроен, что горячая вода поднимается на последний, десятый этаж, а потом по батареям идет вниз. На верхних этажах тепло и даже жарко. Но это вовсе не повод, чтобы жильцы нижних этажей мерзли.

Счет за тепло за октябрь и вправду удивил небольшой суммой. Но я заглянула на текущие показания электросчетчика и ужаснулась: даже за мой экономный обогреватель мне еще придется ого-го как расплатиться.

Как положено по закону

Есть совершенно точные требования к температуре воздуха в квартире зимой и есть обязанность управляющей компании обеспечить именно такой температурный режим. Требования к температуре воздуха в жилых помещениях в холодный период года содержатся в ГОСТ Р 51617-2000 «Государственный стандарт Российской Федерации. Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия». Он в зависимости от назначения помещения определяет допустимые значения температуры воздуха в жилых помещениях: от 18 до 25 градусов Цельсия. Есть и СанПиН 2.1.2.2645-10 (санитарные правила и нормы). А значения оптимальной и допустимой температуры воздуха в помещениях приведены в приложении к нему № 2 («Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий»). Желающие легко могут найти их в Интернете. Оба, отметим, регламентируют температуру и в межквартирном коридоре, и даже на лестничной клетке. Допустимый минимум здесь составляет 16 градусов. Если бы в подъезде столько градусов было, думаю, что и в квартирах стало бы теплее.

*****

Чего же я добиваюсь? Чтобы не плевали на мои жалобы те, кому по закону положено на них реагировать. Чтобы в квартире было тепло. Чтобы кто-то разумный объяснил мне, как это сделать. И все.

А то получается, как в известном диалоге Александра Ивановича Корейко и Остапа-Сулеймана-Берта-Марии Бендера в бессмертном романе «Золотой теленок». Помните, Корейко спросил у Бендера:

«- Чего вы, черт возьми, хотите от меня добиться?

- Того, чего хотел добиться друг моего детства Коля Остен-Бакен от подруги моего же детства, польской красавицы Инги Зайонц. Он добивался любви. И я добиваюсь любви. Я хочу, чтобы вы, гражданин Корейко, меня полюбили...

- Вон! - негромко сказал Корейко».

«Заложники холодных батарей»
Газета «Ставропольская правда»
16 ноября 2018 года