06:44, 25 июля 2018 года

Игорь Иванов – следователь по долгу службы и по душе

Малая родина

Село Турксад Левокумского района, где в 1972 году родился Игорь Иванов, - его малая родина, давшая первое представление о взрослой жизни. Родители работали агрономами в племсовхозе. Детство Игоря и его брата Олега, который тоже стал юристом, ничем не отличалось от других сельских ребят. Окончив восемь классов, Игорь впервые сел штурвальным на комбайн, так и трудился на нем каждое лето вплоть до окончания школы.

- Семья, конечно, не бедствовала, - вспоминает он, - но и денег лишних не водилось. Зато на первую зарплату купил себе мотоцикл «Минск».

Неразрешимая задача

В школе он не был в рядах отличников, правда, учился прилежно, без троек. Уже тогда его отличало обостренное чувство справедливости и широкий кругозор: наравне с точными науками тяготел к истории и обществоведению. Не без улыбки вспоминает он, как однажды, получив по математике «неуд», взялся стоять за правду до конца: «Решил-то верно, тут явно какая-то ошибка!». Тогда, конечно, было не до юмора, насупившись, пришел за поддержкой к отцу. Тот не стал корить сына, а поехал в районо, откуда прислали комиссию. Все перепроверили и постановили: задача решена, но не так, как в учебнике. Оценку в итоге исправили.

- А в последующей жизни часто приходилось искать альтернативные пути? – интересуюсь у руководителя краевого следственного управления.

- В общем, нет, - отвечает он. - Но понимание того, что неразрешимых задач не бывает, осталось на всю жизнь. Не получается одним способом – важно не отступить, а обязательно попробовать другим.

Следователь со школьной скамьи

Юристом он твердо решил стать еще в школе. Родители и не думали его отговаривать. Начитался тогда книжек про легендарных советских сыщиков, благо в те времена было предостаточно достойных ориентиров, вдумчивых произведений, а не как сейчас – легкомысленных дамских детективов. И в 1995 году окончил юридический факультет Дагестанского государственного университета.

Вскоре наш герой столкнулся с суровой реальностью – стал следователем прокуратуры Промышленного района Ставрополя. Первое дело, говорят, их помнят все следователи, досталось ему не из простых - изнасилование. Старшие товарищи присматривались к новичку: справится ли? Справился. Он никогда не считал, сколько дел расследовал за годы работы «на земле».

- А зачем? Запоминаются не цифры, а конкретные расследования и результаты.

Он помнит, как на первых порах вел многоэпизодное дело о мошенничестве. Тогда сотрудницы банка во главе с заведующей обводили вокруг пальца пенсионеров, которым была положена выплата по возрасту. Около ста потерпевших по 75 - 80 лет – не то что слышат, пишут и ходят плохо. Тогда ведь следственные группы не создавали, выписал все фамилии, разбил по районам и пешком ко всем по порядку… Обвинительное заключение в два тома объемом ночью дома на кухне на машинке строчил. Два раза! Потому что машинка больше пяти экземпляров через копирку не делала. А надо еще, чтобы без ошибок - буковка к буковке.

От истоков к истокам

Перечислять его должности в прокуратуре не имеет особого смысла. В разное время надзирал за следствием и дознанием, исполнением законов в исправительных учреждениях региона, был начальником следственного управления и отдела кадров прокуратуры Ставропольского края. Он просит сделать ремарку и откровенно признается, что при всем уважении и интересе к работе, которой ему доводилось заниматься, всегда скучал по следствию, которое было ему ближе.

В 2007 году был создан Следственный комитет. Игорь Иванов пришел в новое ведомство первым заместителем руководителя следственного управления по Ставропольскому краю. Когда предложили должность, он согласился, не раздумывая ни минуты, - наконец-то вернулся к любимой следственной работе. Он не скрывает, что начинать было непросто, особенно в первые месяцы становления. Но их тандем с тогдашним руководителем управления Сергеем Дубровиным позволил разрешить многие проблемы.

Под лупой

Спустя годы Игорь Иванов все так же твердо стоит на своих принципах, уверяя, что бездумное и бездушное отношение к людям сводит на нет все усилия и достижения в работе. Посему особое внимание он уделяет личным приемам граждан и их откликам о работе управления. Каждый из них превращается в честный разбор полетов: разбор конкретных дел, детальный анализ недоработок и ошибок – все под лупой, как у истинного сыщика. Вот и спрашивает с подчиненных Игорь Иванов не только как руководитель, но и как следователь: почему экспертизу не провели, этого не сделали, того не допросили?

– А ведь главное – время не тянуть и помочь людям, вот чего они ждут, - подытоживает генерал.

В прошлом году на совместный с уполномоченным по правам ребенка в Ставропольском крае прием граждан к руководителю краевого управления записались четыре девушки-сироты. Они рассказали, как с легкой руки чиновников министерства имущественных отношений края 16 ставропольских сирот заселили в непригодные для проживания квартиры. Игорь Иванов потребовал незамедлительно провести проверку обстоятельств предоставления такого жилья, по ее результатам было возбуждено уголовное дело о халатности. В круг фигурантов помимо застройщика попали несколько работников того самого министерства. По ходатайству следствия судом в обеспечение причиненного вреда было арестовано имущество застройщика на 16 миллионов рублей. Но самым важным результатом, как считает Игорь Николаевич, стало то, что после возбуждения уголовного дела для всех ребят моментально нашлась достойная жилплощадь.

Главное

- Главное, - уверен Игорь Иванов, – это дееспособный, сплоченный коллектив, который сформировался в нашем следственном управлении. Он способен решать поставленные перед нами задачи. В то же время, мы смотрим в будущее и формируем кадры со школьной скамьи, в кадетских классах, которые патронирует Следственный комитет. Очень заметна разница между выпускниками типовых общеобразовательных учреждений и нашими кадетами. Если первые прежде всего думают о престиже профессии следователя, то у вторых уже формируется четкое представление о том, что их ждет впереди и во имя чего они делают выбор в пользу будущей профессии, возможно, даже дела всей жизни. Чем раньше мы начнем воспитывать человека в духе нетерпимости к нарушениям закона, уважения к нему и окружающим людям, тем профессиональнее будут следователи, которые в конечном итоге придут к нам.

«Товарищ генерал»
Газета «Ставропольская правда»
25 июля 2018 года