07:19, 16 мая 2018 года

Анархия – мать беспорядка, или Почему перевозчики диктуют условия людям и власти

Сегодня ситуация изменилась. Все меньше желающих участвовать в конкурсе. А те, кто еще осуществляет пассажирские перевозки, готовы отказаться от некоторых рейсов. Причина - низкий пассажиропоток и, как следствие, малая рентабельность.

Одним из первых, кто решил отказаться от одного из рейсов, стал предприниматель, возящий пассажиров по маршруту «Благодарный - Большевик» через село Елизаветинское, в связи с тем что тот не приносил дохода. Тогда жители Большевика отстояли свои права, и маршрут был сохранен с тем количеством рейсов, которой был заявлен в договоре между перевозчиком и администрацией района.

В нынешнем году проблема сокращения на пригородных маршрутах вновь обострилась. Теперь уже в селах Каменная Балка и Красные Ключи.

Осуществление пассажирских перевозок стало главной темой для обсуждения на заседании Совета депутатов Благодарненского городского округа, в ходе которого начальник управления муниципального хозяйства администрации А. Кашпоров рассказал, что транспортные услуги на пригородных маршрутах осуществляют шесть предпринимателей и ООО «Автотрансобслуживание» по девяти маршрутам. В 2017 году пассажиропоток по ним составил более 214 тысяч человек. На городских маршрутах работают 47 перевозчиков, обслуживших более 1,23 миллиона человек.

Между тем в прошлом году и за несколько месяцев нынешнего поступило множество жалоб в администрацию и прокуратуру на качество пассажирских перевозок как в городе, так и в поселениях. Пассажиры жалуются на отсутствие средств для транспортировки людей с ограниченными возможностями, неквалифицированность водителей, нарушение графика движения, подмену транспортного средства (например, в конкурсе был заявлен один автомобиль, а по факту работает совершенно другой) и даже на подделку документов о медицинском освидетельствовании.

- У нас (в селе Каменная Балка) существует ряд проблем с перевозкой пассажиров пригородного сообщения, - рассказал депутат М. Погорелов. - Дело в том, что с октября 2017 года на автовокзале перестали продавать билеты на транспорт по маршруту «Благодарный - Каменная Балка». Теперь посадка и высадка пассажиров, а также отправление проводятся за территорией автовокзала, на ближайших улицах, в том числе на проезжей части, что весьма небезопасно.

Зачастую люди бегают и не знают, откуда будет отправляться данная маршрутка. Плюс ко всему водитель отказывается везти пассажиров, если их мало. Он выгоняет людей из салона, предупреждая, что отправится в рейс, если будет не меньше пяти человек. Такие случаи стали регулярными по вечерам, когда должен уходить последний рейс. А, как известно, в такое время жителям, к примеру, Каменной Балки не на что рассчитывать, кроме как на общественный транспорт. Ведь село находится далеко от центра и транспортных магистралей, по которым туда можно было бы добраться попутно. В течение последнего месяца перевозчик вообще перестал ездить по воскресеньям. Хотя по договору между ним и администрацией он обязан обслуживать маршрут и в выходные дни.

А. Кашпоров объяснил, что эти проблемы, в том числе и по маршруту в село Каменная Балка, возникли из-за низкой рентабельности рейса. В селе живет достаточно людей, имеющих собственный пассажирский транспорт, которые, выезжая утром на работу, по пути собирают тех, кому нужно попасть в центр.

По отчетности за январь по маршруту «Благодарный - Каменная Балка» предприниматель перевез 550 человек. За февраль - около 500 человек. При этом перевозчик сделал 180 и 160 рейсов соответственно. Выходит, что каждый рейс перевез 3-4 человека. Соответствуют ли эти данные действительности?

О том, как сегодня осуществляется надзор за работой перевозчиков, рассказала начальник автовокзала в Благодарненском районе С. Попова:

- Ранее в муниципалитете существовала специальная комиссия, куда входил и представитель автовокзала, которая регулярно проверяла пассажиропоток, работу водителя, состояние транспортного средства. Сейчас комиссии нет. То, что говорят перевозчики, в том числе по поводу пассажиропотока, может не соответствовать действительности. Так как за ними никто не ведет надзора. Кроме того, есть перевозчики, которые должны использовать на маршруте определенный документами автомобиль или автобус, а по факту ездят на другом. Ранее автовокзал контролировал процесс отправления пассажирского транспорта по пригородным маршрутам, в том числе продавал билеты. Это было обязательным условием как для вокзала, так и для перевозчика. Сегодня, согласно новому законодательству, данная процедура не является обязательной. Перевозчик может заключить договор на платной основе. Только предприниматели теперь не пользуются нашими услугами или пользуются частично, например, заключают договор на предоставление лишь места для посадки и высадки пассажиров. Некоторые экономят даже на этом.

Кроме того сегодня работает много нелегальных перевозчиков. Так, на маршруте «Благодарный - Шишкино» занимаются перевозками три легковых автомобиля. В день делают по нескольку рейсов. Это, соответственно, влияет на выручку легальных перевозчиков. Если так и дальше продолжится, предприниматели будут вынуждены отказаться от некоторых рейсов.

Председатель совета депутатов БГО Игорь Ерохин подвел итог:

- Здесь присутствуют главы территориальных отделов, которые ранее были главами сел. Они тоже принимали участие в определении победителей конкурса на право осуществлять пассажирские перевозки. Они давали характеристики перевозчикам. Благодаря этим документам предприниматели побеждали в конкурсе. А через некоторое время сами же главы начинали жаловаться на водителей маршруток, которые ведут себя неэтично, курят в салоне, не дают билетов.

Раньше пенсионеры приезжали в Благодарный, покупали обратный билет и гарантированно знали, что в назначенный час уедут домой с автовокзала и для них точно будет место в салоне. Сегодня билетов нет, определенного места посадки и высадки пассажиров тоже. Даже нет уверенности, что в салоне будет свободное место.

… Когда только зарождалась мода заниматься нелегальными перевозками на междугородних маршрутах, был упущен момент подавления беззакония в зародыше. Теперь с нелегалами не могут справиться ни районные, ни краевые власти, ни даже прокуратура. Нарушители лишь усмехаются при слове «порядок» и творят все, что вздумается. Однако дурной пример заразителен. Как только предприниматели почувствуют, что их никто не контролирует, придет беззаконие и на пригородные маршруты. Или уже пришло?

Илья УСАТОВ
«Анархия – мать беспорядка, или Почему перевозчики диктуют условия людям и власти»
Газета «Ставропольская правда»
16 мая 2018 года