06:30, 4 апреля 2018 года

Музыкальное барокко в Ставрополе: Бах, Вивальди, Гендель

В первом вечере приняли участие ставропольские музыканты - камерный струнный состав симфонического оркестра филармонии под управлением Юрия Михайленко и московские гости - солисты «Новой оперы» имени Евгения Колобова сопрано Ирина Боженко, контратенор Артём Крутько и солист Московской государственной филармонии гобоист Эмиль Мирославский. Концерт прошел под знаком прекрасной музыки Баха, Вивальди, Перголези и Марчелло.

Открывая проект, директор краевой филармонии Лариса Конева объявила минуту молчания в память о жертвах страшной трагедии, произошедшей несколькими днями ранее в кемеровском торговом центре «Зимняя вишня». И сказала, что первый концерт духовной музыки музыканты посвящают погибшим.

Музыковед Татьяна Диева, как всегда, интересно поведала зрителям о ведущих направлениях в искусстве Западной Европы эпохи барокко (XVII - начало XVIII века), которые пришли на смену культуре Ренессанса, или эпохи Возрождения, воспевавшей гармонию античности. Стоит напомнить, что термин «барокко» означает в переводе «странный», «причудливый» и он вполне отвечает эстетике всего искусства своей эпохи. Архитектура того времени - величественные соборы, дворцы с обилием зеркал, позолоты, лепных украшений. В европейском костюме господствуют пышность, обилие кружев, золотой вышивки, бархата. Живописные полотна словно заново открыли движение, динамику жизни: многофигурные сюжетные композиции соседствуют здесь с портретами реальных людей, которые в картинах Веласкеса, Рембрандта, Караваджо полны значительности и выразительности. В литературе заметна острота контрастов, причудливость их сочетаний: трагизм и комедийность, любовь и смерть...

Музыкальное искусство эпохи барокко связано с именами многих великих зарубежных композиторов - И.-С. Баха, Г.-Ф. Генделя, А. Вивальди, А. Корелли, Д. Перголези, Ж.-Ф. Рамо, Д. Скарлатти и других. В это время переживают расцвет такие светские жанры, как опера, инструментальный концерт, а также духовные - месса, оратория, кантата. Создают свои уникальные струнные инструменты итальянские скрипичные мастера: Амати, Гварнери, Страдивари. Их мастерство до сих пор никто не превзошел. Тогда же родилось известное понятие «бельканто», которое требовало виртуозного владения голосом, как музыкальным инструментом.

…Программу первого отделения филармонического вечера открыл Концерт для гобоя с оркестром ре-минор Алессандро Марчелло, виртуозно исполненный лауреатом международных конкурсов, солистом Московской государственной академической филармонии Эмилем Мирославским. Ему тонко, изящно аккомпанировала струнная группа симфонического оркестра краевой филармонии под управлением Юрия Михайленко. Особенно проникновенно, мягко и певуче прозвучала вторая часть Концерта - адажио. А затем со сцены старинного зала (был аншлаг!) полилась удивительная и по содержанию, и по исполнению музыка. Средневековая католическая секвенция Stabat Mater («Стояла мать скорбящая») Антонио Вивальди поражает необычайной силой, глубиной, быть может, оттого, что композитор сам был священником и особенно остро чувствовал церковный текст. Его первая часть повествует о страданиях Девы Марии во время распятия Иисуса Христа, вторая - молитва грешника, обращенная к Богородице.

Девять частей «Стабат Матер» были прекрасно исполнены Артёмом Крутько, солистом Московской «Новой оперы», лауреатом международных конкурсов, обладателем редчайшего в наше время голоса - контратенора, и оркестром филармонии. Небольшая справка: контратенор - самый редкий и самый высокий из мужских оперных голосов. В отличие от кастратов эпохи барокко голос контратенора имеет абсолютно естественное происхождение, так как после возрастной мутации голосового аппарата такие певцы сохраняют способности петь сопрано или альтом. Причем в большинстве случаев это никак не связано ни с гормональными, ни с иными проблемами. Этому голосу посвящены многие статьи и даже романы. В России насчитывается всего около 20 вокалистов, обладающих такими сверхвозможностями.

В Ставропольской филармонии за все эти годы до Крутько выступали всего два контратенора. Когда я спросила артиста после концерта, кто обнаружил у него такой голос, Артём рассказал, что родился в Славянске-на-Кубани, там же поступил в музыкальную школу по классу аккордеона и пел в хоре. Там преподаватель по хору услышала, что парень после мутации продолжает петь фальцетом и определила: это контратенор. Потом юноша поступил в музыкальный вуз в Челябинске, стажировался в Лионе (Франция), два года жил и работал в Германии. Ну а в 2012 году уже лауреат многих конкурсов Артём Крутько после концерта с известным органистом Владиславом Муртазиным в Башкирском государственном театре оперы и балета удостоился звания «Уральский Фаринелли». Музыканты знают, что Фаринелли был самым знаменитым итальянским певцом-кастратом XVIII столетия.

Второе отделение концерта порадовало ставропольских профессионалов и меломанов Концертом для гобоя с оркестром ре-минор Иоганна Себастьяна Баха (солист Эмиль Мирославский). Следующее произведение - тоже Stabat Mater, но уже автора множества опер Джованни Перголези - прозвучало в исполнении оркестра и замечательного дуэта: лауреатов международных конкурсов, солистов «Новой оперы» сопрано Ирины Боженко и контратенора Артёма Крутько. Надо сказать, что эта секвенция у Перголези, в отличие от Вивальди, звучит более страстно и эмоционально, да и по масштабам она значительнее (12 частей). У Перголези, который прожил всего 26 лет, она стала предсмертным произведением. Не случайно это и сейчас самое исполняемое в Италии церковное сочинение. А вот в Ставрополе прозвучало впервые. Слушатели завороженно внимали слаженно и гармонично звучавшему дуэту.

Завершился первый вечер нового проекта «Музыкой небес», как в свое время называли Ave Maria - одну из основных молитв католической церкви, обращенной к Богоматери. Ее текст был положен на музыку Листом, Гуно, Верди, Шубертом, но одним из первых и лучших в этом ряду можно назвать итальянца Джулио Каччини. Чистый, нежный, «матовый» голос Ирины Боженко, ее тончайшее пианиссимо проникал в сердца, вызывая светлую печаль. А также надежду, что проект «Легенды барокко» продолжит успешное шествие в Ставрополе и еще не раз порадует шедеврами такой далекой, но доныне созвучной нам эпохи - загадочного и таинственного барокко.

Валерия ПЕРЕСЫПКИНА
«Звучали шедевры барокко»
Газета «Ставропольская правда»
4 апреля 2018 года