06:45, 20 февраля 2018 года

В Ставрополе детей со сложными диагнозами ждут в центре «Золотая пропорция»

Создан он для детей с повреждениями центральной и периферической нервной системы, патологией опорно-двигательного аппарата. С маленькими посетителями занимаются квалифицированные специалисты: логопеды, дефектологи, АВА-терапевты, специалисты по адаптивной ЛФК...

Сложно сказать, как долго родители особенных детей ждали этого момента. Может, поэтому открытие прошло без торжественных речей, музыки и прочих атрибутов веселья - с утра организаторы ждали гостей, чтобы, не теряя ни минуты, начать занятия. В одном кабинете принимал логопед-дефектолог, в другом проходил урок по ЛФК, в третьем специалисты только диагностировали состояние ребенка.

Говорят, общая проблема объединяет. Центр «Золотая пропорция» возник благодаря трем мамам, воспитывающим детей со сложными диагнозами. Его учредитель - специалист по прикладному анализу поведения Оксана Строганова, руководит центром журналист, консультант в сфере комплексной абилитации детей раннего возраста с задержкой психического и речевого развития Анна Сенина, координатор - председатель правления общественной организации «Вольница» Анна Ковалёва. Сегодня благодаря лечебно-адаптивному центру эти женщины могут многое.

Журналистов «Ставропольской правды» встретила Анна Сенина. Увидев эту энергичную, улыбчивую женщину, сложно даже представить, сколько испытаний она прошла, чтобы помочь своему ребенку. Она не сразу обнаружила, что у сына Арсения проблемы со здоровьем, а потом долго не хотела принимать данный факт. Заботы, с которыми сталкиваются взрослые, когда врачи сообщают о тяжелом диагнозе ребенка, часто не оставляют им выбора – образ жизни круто меняется, карьера и прочие личные устремления уходят на второй план.

- Я жила, как все, радовалась появлению ребенка, - рассказывает Анна свою историю. - Примерно с трех месяцев начала замечать, что малыш часто отводит глаза и в основном реагирует на артикуляцию, в семь месяцев - забивается в уголки дивана, в 11 - подолгу лежит в подушках. Я была уверена, что это всего лишь игра. В год и месяц я гуляла с малышом, и он вдруг начал истошно кричать, увидев незнакомого ребенка. А однажды осознала, что в доме уже несколько часов тишина - ребенок молчит. Села на корточки и стала звать Сеню - он этого даже не заметил. Но я по-прежнему верила, что все хорошо, пока через неделю ребенок перестал меня узнавать: я сидела перед ним, а он в слезах звал маму.

Было тяжело объяснить и доказать близким, что что-то пугающее появилось в жизни. Я стала отрицать ситуацию, чувствовала себя очень напуганной и одинокой. Просыпалась по ночам от дикого страха и осознания, что это происходит именно со мной. Если бы кто-нибудь давал комплексный план обследования, контакты дефектологов и нейропсихологов, реальных центров ранней помощи...

Так и обнаружилось, что хорошие специалисты разбросаны по всей России. Вместе с ребенком Анна объездила множество центров, занимающихся проблемами детей, посетила несчетное количество семинаров, побывала у серьезных специалистов.

- Казалось, что в мире существует только диагноз «аутизм», - продолжила женщина. - Я начала верить, что все проблемы из-за прививки в год и в два, готова была купить любую вакцину, избавляющую от недуга. Даже не смущал факт, что вокруг не ходят толпы вылечившихся.

Сегодня, по прошествии нескольких лет, пройдя все круги ада, Анна стала настоящим специалистом – хорошо ориентируется в сложных диагнозах, знает, в каких случаях и какой план реабилитации предложить ребенку. Даже элементарно может подсказать растерянным родителям, какие анализы сдать, чтобы специалисты поставили правильный диагноз. Каждый день в социальных сетях, где женщина ведет блог, посвященный Арсению, к ней приходят сотни писем. Кстати, и фамилию Сенина она придумала. «Сенина - мама Сени», - объяснила она. Именно так ее находят в просторах Интернета.

- Я искала хоть что-то, что могло за одну минуту вытащить моего сыночка из его волшебного, загадочного и примитивного мира. Я продолжала аккуратно писать об особенностях развития, о специалистах и обследованиях, но только в конце лета смогла признаться: Сенечка не понимает обращенную речь, не говорит, не играет, - делится Анна. - У нас полевое поведение, аутистические черты, асоциальность и задержка развития. Но, как говорят специалисты, сохраненный интеллект. Наша семья приняла этот факт, мы поняли, что сокрытие проблемы от людей приведет к еще большим расспросам, к тому, что глубоко погрузимся в мир без «человеков», что выйти из него будет практически невозможно. И стало легче. Как будто избавился от липкой и тяжелой ноши. Когда твои знакомые и друзья один раз удивляются вашим проблемам, а потом перестают следить исподтишка за малышом, выискивая проблемные черты и тестируя его вопросами, - это свобода. И как только появляется эта способность принять как данность существующее положение вещей, многое начинает меняться в лучшую сторону.

Теперь мир Анны состоит из множества людей, которые могут прийти в центр. Нет, не за сочувствием, а за конкретной помощью. В день в «Золотой пропорции» могут принять пятьдесят малышей - детей из Ставрополя и со всего края.

- Занятия проходят с постоянными специалистами, также регулярно будем приглашать коллег из других городов - обмениваться опытом и, конечно, заниматься с детьми. Такие интенсивы обязательно дадут результат. А еще в ближайшем будущем заработают наши филиалы в 12 территориях края, чтобы родители могли выбрать ближайший центр. Здесь каждому ребенку пропишут индивидуальную программу занятий - в какой бы регион семья ни переехала, на руках у них будет план действий. Это очень важно, ведь бывает так, что мама хочет ребенка научить читать, а он не может даже ложку держать. Или родители водят ребенка к логопеду, забывая об остальных специалистах. Мы же предлагаем комплексный подход в лечении детей.

Пока занятия платные, но в ближайшем будущем учредители планируют изменить ситуацию за счет грантов. В центре «Золотая пропорция» хорошо понимают, что для родителей ребенка-инвалида лечебные курсы - удовольствие дорогое.

О чем мечтают все родители? Не о своем счастье, а о счастье детей.

- Я была в Пскове в центре лечебной педагогики - приезжали с сыном на месяц, остались на пять. Такой системы работы нет нигде! В центре есть отделение ранней помощи для детей от нуля до трех лет, коррекционный детский сад, школа. Подросшие воспитанники живут в квартирах, получают профессию в ремесленных мастерских. Вся жизнь особенных детей спланирована, рядом всегда волонтеры, но главное - ребенок может жить без постоянного наблюдения родителей. Очень хочется, чтобы при поддержке государства у нас на Северном Кавказе появился подобный проект, - поделилась Анна Сенина.

И мне верится, что мечта Анны обязательно сбудется, потому что такие мамы могут все!

«Мама может всё»
Газета «Ставропольская правда»
20 февраля 2018 года