В Ставропольском крае выдают электронные больничные листки
- Александр Александрович, с момента вступления в силу закона о введении электронного листка нетрудоспособности прошло всего полгода. На календаре начало февраля, понимаю, срок небольшой. Что успели?
- Работы было немало, особенно если учесть, сколько смежных структур помимо фонда участвовало в процессе: правительство края, региональное министерство здравоохранения, краевое бюро медико-социальной экспертизы, медицинский информационно-аналитический центр, лечебные учреждения, работодатели...
Как и полагается, нововведение вызывало некоторые опасения. Ведь для оформления такого больничного в медицинской организации и работы с ним страхователя (работодателя) требуется Интернет, необходимое количество персональных компьютеров, соответствующее программное обеспечение, средства криптозащиты информации и обученный персонал. Несмотря на ряд сложностей, на сегодняшний день более 78 медицинских учреждений края (45 процентов) способны выдавать электронные листки. Согласно последней статистике, поступившей из Фонда социального страхования России, их уже получили 1629 человек. Ставрополье на 50-м месте среди 85 субъектов по внедрению инновации.
- В чем же главные преимущества электронного больничного?
- Он удобнее для всех. Для работников сократится время оформления листка нетрудоспособности, что избавит от стояния в очередях. С введением электронной формы больничного человек перестанет быть «курьером» между работодателем и медицинским учреждением. Кроме того, имея доступ к информации, в любой момент в личном кабинете на сайте Фонда социального страхования можно отслеживать данные о положенных, начисленных и выплаченных пособиях.
Для фонда тоже много плюсов: улучшится контроль за расходованием страховых средств, уменьшится вероятность мошенничества. После полного перехода к электронной форме не станет поддельных бланков.
Для медицинских организаций это сокращение документооборота и трудозатрат. Специалисты потратят меньше времени на выписку листка нетрудоспособности, потому что ошибки при заполнении практически исключены.
Что касается работодателя, то он получит быстрый доступ к электронному документу. Зарегистрировавшись в отделении ФСС, можно подключиться к электронному обмену - иметь информацию о всех сотрудниках: кто болеет, в каких медучреждениях открыты и продлевают больничные, с какого дня он закрыт и когда сотрудник должен выйти на работу. Ему не придется вести громоздкий архив этих документов, значительно уменьшится вероятность ошибок в расчете выплат по больничным. Снизятся расходы на организацию учета и хранения бланков. Работодатели, которые работают честно, положительно оценят инновацию.
- Но ведь не все это понимают…
- Согласен. Бумажный больничный просуществовал 70 лет, поэтому нужно, чтобы перестройка произошла в первую очередь в сознании людей. А для этого должно пройти время. Мы реалисты и понимаем живучесть таких суждений, как «без бумажки ты букашка» - эта фраза прочно вросла в наше сознание. Некоторые люди боятся, что если нет документа на руках, то нет и никаких гарантий.
Есть ряд и других факторов - технического и организационного порядка. Например, мы столкнулись с тем, что не все медики готовы пользоваться современными технологиями, ведь жить по старинке куда проще.
Понимаю, что любые серьезные изменения начинаются со сложностей. Можно продолжать сидеть на месте, сетовать на проблемы, но мы предпочитаем идти вперед. Задача фонда на сегодня - разъяснять и убеждать. Для этих целей в региональном отделении создана рабочая группа по методологическому сопровождению и информационно-технической поддержке работодателей, медицинских организаций и учреждений медико-социальной экспертизы. Кроме этого по согласованию с минздравом края утверждена межведомственная группа по переходу на оформление листка нетрудоспособности. Утверждена также «дорожная карта», согласно которой проводится обучение медработников и страхователей специалистами отделения фонда.
Сотрудниками филиалов отделения фонда проведено 53 семинара, в которых принимали участие главы районов и их заместители, главные врачи медицинских учреждений, бухгалтеры, работники отдела кадров, специалисты it-подразделений. Проведен и ряд выездных обучающих семинаров. В итоге заключено 313 соглашений со страхователями об информационном взаимодействии при формировании электронного листка нетрудоспособности.
- К каким выводам вы пришли?
- Необходимость перехода на электронный документооборот в современных условиях востребована и очевидна. Как известно, сейчас Минздрав России осуществляет три прорывных проекта: создает единую базу в сфере здравоохранения, работает над законопроектом о телемедицине, а также реализует указ Президента РФ о подключении всех медицинских учреждений страны к Интернету до конца года. Поэтому этапы реализации электронного больничного будут связаны с этими масштабными проектами.
Если помните, Председатель Правительства России Дмитрий Медведев подчеркнул, что одновременно с введением электронного листка нетрудоспособности необходимо переходить «на современные средства фиксации нетрудоспособности и других лечебных ситуаций». Согласитесь, при наличии цифровых баз данных, компьютерной техники и других благ человечества талоны для записи на прием к врачу старого образца и бумажные больничные листы должны уйти в прошлое.
6 февраля 2018 года