07:24, 22 декабря 2017 года

С 2018 года станет невозможно пользоваться «безликими» сим-картами

А пока, к сожалению, приобрести «серые» сим-карты не составляет труда – по бросовым ценам да еще и с «красивыми» номерами их по-прежнему активно предлагают на рынках, вокзалах, в торговых центрах и т. д.

Потому в очередной раз напоминаем об осторожности – купленная на бегу симка впоследствии может стать причиной самых разных проблем и дополнительных хлопот. Однако, если вы уже являетесь владельцем такой карты, не бойтесь, что через полгода останетесь без связи. Добросовестным абонентам закон дает возможность оформить ее по правилам.

Абонент неизвестен

Реализация сим-карт без предъявления покупателем паспорта и внесения персональных данных абонента в договор в нашей стране запрещена с 2014 года. Однако не секрет, что в реальности они продолжают расходиться по рукам без надлежащего оформления бумаг. Через «серую» симку установить фактического пользователя практически невозможно, чем откровенно пользуются злоумышленники.

Один из методов борьбы с теневым рынком сим-карт – совместные рейды управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу и Главного управления МВД России по СК. В ходе них выявляются продавцы, реализующие сим-карты, не имея при этом полномочий от оператора связи на заключение соответствующего договора. В частности, в этом году таких рейдов на Ставрополье было проведено 14. По их результатам изъято 520 сим-карт: из них 269 – это карты «Билайна», 145 – МТС, 96 – «Мегафона» и 10 других операторов. В отношении нерадивых реализаторов также составлено 12 протоколов по делам об административных нарушениях, виновные оштрафованы.

Если обратиться к общероссийской статистике, то, по данным Роскомнадзора, за январь - октябрь 2017 года всего по стране было изъято 84,4 тысячи сим-карт. Больше всего нелегально их продали в Центральном и Приволжском федеральных округах.

Откуда вообще берутся нелегальные сим-карты? Часть оформляется на подставных лиц. Но основным каналом их поставки на рынок стали массовые корпоративные договоры. Как правило, эти карты в свое время приобретались некими юрлицами (нередко теми, которые принято называть фирмами-однодневками) в рамках корпоративных тарифов с целью дальнейшей поштучной перепродажи. Как объясняет руководитель управления Роскомнадзора по СКФО Дмитрий Поляничев, в рамках действующего законодательства​​ юридические лица и индивидуальные предприниматели не несут административной ответственности за то, что не предоставляют сведений о корпоративных пользователях связи сотовым операторам.

«Безусловно, сильно страдают от этого сами пользователи связи, которые оказываются ограничены в правах. Поменять оператора, предъявить ему какие-то претензии, сменить тариф или подключить дополнительные сервисы, в том числе банковские услуги, будет затруднительно. Человека, который обратится с тем или иным запросом, попросту нет в базах сотовых операторов, - говорит Д. Поляничев. - Плюс ко всему существует много схем мошенничества с такими картами. Нельзя также не сказать, что анонимные номера стали привычным атрибутом преступлений экстремистской и террористической направленности, с помощью них зачастую распространяется ложная информация о якобы готовящихся терактах и др.».

Оператор должен всё проверить

Такое положение дел повлекло печальные последствия. Напомню, что давно начатая дискуссия по поводу необходимости ужесточения правил на рынке сотовой связи значительно активизировалась минувшей весной после теракта в метро Санкт-Петербурга. Законодатели поспешили оперативно устранить правовые пробелы, из-за которых «черный рынок» мобильных номеров долгое время продолжал процветать. Разработку поправок в Закон «О связи» взяла под личный контроль спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко.

Как в итоге решили поступить с проблемой «безликих» сим-карт? Операторам связи с будущего лета категорически запретят продавать сим-карты людям, не представившим паспорт или другие документы, удостоверяющие личность. Таким образом, должна вообще исчезнуть нынешняя аморфность корпоративного абонента: юрлица, приобретающие симки для сотрудников, также должны будут передать их данные оператору. Более того, оплата сотовой связи по таким картам должна проходить исключительно путем безналичных расчетов.

Безусловно, ужесточается контроль за посреднической деятельностью, которая стала одной из ключевых бед: ритейлеры не особо заботились о том, в чьи руки попадают реализуемые ими или даже раздаваемые бесплатно сим-карты. По новым же требованиям лицо, действующее от имени оператора связи, при заключении договора об оказании услуг также обязано внести в него сведения об абоненте. При этом в обязательном порядке нужно будет направить один экземпляр подписанного договора оператору в течение нескольких дней после его заключения.

Реально ли это? Уверенно сказать пока невозможно. Но для эффективного внедрения новаций очень важен такой нюанс, прописанный в законодательстве: активна сим-карта может быть лишь после того, как оператор будет располагать достоверными данными об абоненте.

«Здесь важно подчеркнуть именно достоверность. Это принципиальный момент. На операторах связи будет лежать ответственность за проверку предоставленной информации – фамилии, имени, отчестве, дате рождения и данных документа, удостоверяющего личность абонента, – объясняет Д. Поляничев. – В частности, для этого операторы, как, например, банки, смогут прибегать к Единой системе идентификации и аутентификации, используемой для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, и Единому порталу госуслуг. Возможности для проверки государство предоставляет им безвозмездно. При этом согласие пользователей на передачу личных данных операторам не потребуется.​ А если Роскомнадзор выявит несоответствия между персональными данными тех, кто по факту пользуется симкой, и сведениями из абонентского договора, оператор связи может получить от службы предписание о прекращении оказания услуг связи таким пользователям. В действующей редакции Закона «О связи» подобных требований нет: остановка предоставления услуг абонентам сотовых операторов может наступить лишь при получении заявления самого клиента или после образования на его счету задолженности».

Для этого, к слову, среди поправок в Закон «О связи» есть и важные технические уточнения. К примеру, раскрывается понятие «сим-карта», для чего используется термин «идентификационный модуль». Под ним подразумевается электронный носитель информации, который устанавливается в пользовательском оборудовании и с помощью которого осуществляется идентификация абонента и обеспечивается его доступ к сети оператора связи.

Штраф за реализацию

Безусловно, возникает вопрос о том, можно ли зарегистрировать случайно приобретенную «серую» сим-карту, если пользуется ею добросовестный человек.

Да, новый закон дает такую возможность. Для этого надо лишь обратиться в офис сотовой компании. Причем даже если юридического лица, на которое карта была оформлена, уже не существует. Оператор связи должен сделать запрос в Федеральную налоговую службу и, если получает ответ, что такого юрлица нет, спокойно переоформит симку на физлицо.

Кстати, принятыми изменениями тема пока не исчерпана. Сейчас парламентский корпус работает над установлением штрафов за незаконное распространение сим-карт (сейчас штрафуют лишь за непосредственное заключение договора с абонентом). Как показало первое чтение поправок в Кодекс РФ об административных правонарушениях, законодатели настроены серьезно. По их мнению, возможные санкции должны пугать потенциальных нарушителей. Так, предполагается, что незаконное распространение сим-карт гражданам может стоить от 2 тысяч до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – штраф от 10 тысяч до 50 тысяч рублей, для юрлиц – от 100 тысяч до 200 тысяч рублей. В случае совершения правонарушения иностранцем или лицом без гражданства штраф может также сопровождаться арестом на срок до 15 суток с выдворением за пределы страны.

Не меньшие штрафы Госдума хочет предусмотреть для компаний, которые не предоставят оператору достоверные сведения о сотрудниках, пользующихся симками в рамках корпоративных тарифов.

«Настоящий абонент»
Газета «Ставропольская правда»
22 декабря 2017 года