Анатолий ЧЕРНОВ-КАЗИНСКИЙ: полвека дружбы со «Ставрополкой»
Мне есть что вспомнить, сравнить газету той поры и нынешнюю. Сколько было в то время рабселькоров (так называли внештатных корреспондентов) у «Ставрополки», трудно сказать, но знаю, что нас регулярно собирали в редакции, знакомили с планами, отмечали лучших авторов. Проводились даже краевые слеты рабочих и сельских корреспондентов.
Бережно храню почетную грамоту, которую вручил мне тогдашний (в середине 1970- х) редактор Андрей Лаврентьевич Попутько как одному из активных авторов «Ставропольской правды». С особой благодарностью вспоминаю Ивана Зубенко, возглавившего газету в 1984 году. С ним мне посчастливилось познакомиться еще тогда, когда Иван Михайлович трудился в «Молодом ленинце», где также публиковались мои материалы. Именно он дал мне рекомендацию для вступления в 2003 году в Союз журналистов России.
А первым моим наставником в «Ставрополке» был Пётр Александрович Федоровский, опытный журналист. О нем также вспоминаю с сердечной теплотой и уважением. Если вдруг в течение какого-то времени я ничего не писал в газету (были разные на то причины), он неизменно звонил:
- Голубчик, - так обычно обращался ко мне, - в следующую субботу идет ваш материал.
- Петр Александрович, так я же ничего не написал.
- А вы напишите.
- О чем?
- А вы под ноги смотрите, когда идете по своей, как вы ее называете, родной Ташле?
- Конечно, смотрю…
- Вот о ней и напишите, например, о дорогах и тротуарах этой городской окраины. Там небось не все в порядке. Только не подведите.
И я старался не подводить своего наставника. А бывало и так. Если текст моей очередной публикации оказывался слишком большим, раздавался звонок от него:
- Голубчик, зайдите в редакцию, вычитайте гранки, ваш материал идет в номер.
Надо сказать, что Пётр Федоровский учил тому, чтобы я во время передвижения по городу смотрел не только под ноги, но и по сторонам.
- Обязательно увидите что-то интересное, - говорил он. И добавлял: - И чтобы блокнот и авторучка всегда были у вас в кармане.
Этому совету я следовал неукоснительно. Помнится, шел однажды по улице Ленина и возле краевой больницы, недалеко от оживленного перекрестка, увидел строящийся высоченный жилой дом. Подсчитал этажи – 16. Подумал: а не первый ли это высотный дом в Ставрополе? Разыскал прораба. Оказалось, так и есть. Записал в блокнот названия лучших бригад, занятых на сооружении высотки, имена передовиков. Буквально через два дня вышла моя заметка «Первый «небоскреб» в Ставрополе»… К слову, в то время в газете регулярно появлялась страница «Ставрополь. Город и горожане». Признаюсь, очень она мне нравилась. Когда выходил очередной ее выпуск, я начинал чтение газеты именно с нее. Нередко на этой полосе публиковались и мои зарисовки, критические «картинки с натуры» с моими же фотоснимками. Подумалось: а почему бы не возродить сегодня такую страницу, тем более в юбилейный для краевого центра год?
Стоит сказать, что Петр Федоровский был значительно старше меня, а вот следующие мои учителя, штатные сотрудники «Ставрополки» Анатолий Берштейн и Виктор Вовк, напротив, моложе. С ними я проработал немало лет. Это были уже 80 - 90-е годы и первое десятилетие нового века, когда распался Союз и стал другим общественно-политический строй, но от этого проблем в социальной жизни никак не убавилось, наоборот, они начали расти словно снежный ком… Помню, в самый разгар лета Анатолий Берштейн (он в то время работал в отделе писем) познакомил с жалобами горожан: в краевом центре чуть ли не на каждом углу стоят бочки не с квасом, а с пивом.
- Вот тебе и задание. Разберись, в чем тут дело. Но сначала обойди все пивные точки, убедись, что разливного кваса действительно в продаже нет.
Так и поступил. Как говорится, факт подтвердился. Но этого было мало. Посетил торговое ведомство, отвечавшее за продажу бочковых напитков. Там лишь развели руками: мол, мы ни при чем, пивзавод не поставляет квас в бочках. Не поленился, отправился на предприятие, пообщался с начальством. Спустя короткое время вышла моя заметка «Квас не про нас». И, о чудо: вскоре проблема вкусного прохладительного напитка была решена.
В самом начале нынешнего века главной темой моих публикаций в «Ставрополке» стала историческая. После смерти в 2006 году Тамары Павловны Коваленко, основательницы рубрики «По старым улицам пройдусь», мне выпала честь продолжить начатое старейшей журналисткой. За последние десять лет в «Ставрополке» опубликовано свыше 40 (!) моих материалов об истории старинных улиц краевого центра. Их не было бы, опять же, если бы не помощь обоих наставников. Они не только редактировали статьи, с Виктором Вовком, к примеру, я прошелся по всем старым, как он их называл, улочкам и переулочкам. В 2015 году мои повествования о старинных улицах Града Креста я собрал под одну обложку и издал книгу «Пройдемся по Барятинской, свернем на Европейскую…». А Виктор Вовк написал стихотворный эпиграф к этому сборнику.
И последнее, о чем обязательно хотелось бы сказать в канун юбилея «Ставропольской правды». За минувшие 25 - 30 лет многое изменилось в стране, в жизни россиян, в СМИ. Появились новые газеты, в том числе и в нашем крае, стали выходить электронные версии печатных изданий, которые когда-то не могли присниться даже в самом фантастическом сне. Теперь уже не надо приходить в редакцию, как раньше, приносить написанный от руки текст - его я набираю на компьютере и отправляю в родную газету электронной почтой. При всем разнообразии прессы я по-прежнему отдаю предпочтение «Ставрополке», остаюсь ей верен и сегодня. Каждое утро начинаю, как и 50 лет назад, со знакомства с очередным номером газеты, которая хотя и стала выходить три раза в неделю, но по праву считается флагманом печатных СМИ края. Самое свежее, актуальное, важное нахожу именно в ней. По давней привычке, прежде чем прочитать тот или иной материал штатных и внештатных сотрудников, ищу имена авторов моего поколения – Вениамина Госданкера, Елены Громовой... Их материалы по исторической тематике регулярно появляются на газетных полосах. Мои же в последнее время все реже и реже. Причины, конечно, во мне самом. Никто ведь не запрещает искать и находить новые темы, но, признаюсь, так иногда хочется, чтобы в моем - теперь уже мобильном - телефоне раздался звонок и я услышал:
- Что-то от вас, Анатолий Михайлович, давненько материалов нет. В чем дело? Ждем.
Импульс для дальнейшей моей плодотворной работы был бы очень мощным.
30 июня 2017 года