1992 год. «Пытаемся делать все возможное»

Так назывался опубликованный в "СП" доклад главы администрации края Е. Кузнецова на X внеочередной сессии краевого Совета. Внеочередная сессия потребовалась для того, чтобы срочно обсудить социально-экономическую обстановку в крае. Весьма и весьма непростую. Если события прошлого года посеяли массу надежд на скорое и неуклонное улучшение жизни во всех ее проявлениях, то от фактов, сообщенных "Ставрополкой" в новом году, повеяло холодом и безверием.

Главное экономическое событие года – это, безусловно, либерализация цен. Отпущенные на свободу, они неуклонно, стали подниматься вверх, явившись постоянно действующим фактором социальной напряженности. Росла, правда, и заработная плата, к лету она составила в среднем по краю одну тысячу 573 рубля, что было в 5,3 раза больше прошлогоднего. Однако цены на товары первой необходимости за тот же период увеличилась в восемь раз. "Безысходность звучит в последних письмах читателей" – с этих слов начинается в газете очередной обзор редакционной почты. Безысходность эта не только от того, что новые цены "инсультоопасны", но и от того, что хваленая либерализация отнюдь не привела к изобилию товаров на прилавках. Оказалось, что старые и еще не забытые карточки на масло и мясо, действительные только по предъявлении паспорта, были милее душе и сердцу многих жителей края, чем вольный рынок с его основным принципом "плати – и покупай сколько хочешь". К тому же российский рынок в период взросления неоднократно демонстрировал свой дикий нрав. В крае появились первые предприятия-банкроты. В публикации "Масляное пятно на деловом сюртуке" газета сообщает, как на железнодорожных путях протухло подсолнечное масло в цистерне пока его продавали и перепродавали новоиспеченные коммерсанты.

Кризисная ситуация сложилась в животноводческой отрасли. По итогам первого квартала все основные социально-экономические показатели края составляли 84-88 процентов к уровню прошлого года. Как результат, поднялась волна забастовок. Казаки провели несколько показательных акций, в ходе которых изымали товары у торговцев на "диких" рынках и тут же раздавали реквизированные продукты малоимущим.

И, наконец, 24 октября в Ставрополе на центральной площади под проливным дождем собрались по разным оценкам от трех до пяти тысяч человек на манифестацию, организованную Федерацией независимых профсоюзов.

"Не повторится ли октябрь 17-го?" – размышляли авторы нашей газеты. А сама редакция в ту пору тоже сделала "все возможное", чтобы хоть как-то остудить накаляющиеся страсти. И, в частности, была дана возможность высказаться в печати представителям всех партий и движений, действовавших на Ставрополье. Газета рассказывала о том, что формирующийся рынок имеет и немало положительных черт: появилась возможность зарабатывать солидные деньги, бывшие заброшенные подвалы в городах края оборудуются под комфортабельные кафе, рестораны и магазины; есть немало бизнесменов, которые занимаются благотворительной деятельностью... Публикуется обращение избранных в крае народных депутатов которые призывали земляков к выдержке и спокойствию.

Среди примет нового времени на страницах газеты – резко возросший объем рекламы, которая к тому же стала ярче оформляться, изменение верстки и появление новых шрифтов, что стало возможным благодаря применению компьютерной техники. Самыми памятными событиями, что произошли в том году в стенах редакции, были торжества по поводу 75-летия "Ставропольской правды", которое почти совпало по срокам с выходом 20000-го номера. Журналисты принимали многочисленные поздравления от читателей и почитателей.