1988 год. Вольный воздух гласности
Для того чтобы судить о том, какой была газета, надо понимать, в какое время она выходила. Год 1988 стал "золотым" для советской печати, как, впрочем, и все постперестроечное время. Длинные очереди у газетных киосков, колоссальная популярность "Огонька", "Нового мира", "Московских новостей"… И надо отдать должное редакционому коллективу "Ставропольской правды": в 1988 году была предпринята попытка выйти на тематику и проблемы, которыми занимались лучшие публицисты того времени.
Самой удачной рубрикой в газете были, на мой взгляд, "Полемические четверги "СП", а лучшими публикациями – статьи по экономической тематике. Как выяснилось, провинциальную "Ставропольскую правду" внимательно читали в Москве. В дискуссии по статьям Василия Красули "Мы рождены, чтобы быть свободными" и "Когда же придет настоящий хозяин?" приняли участие известней журналист-международник Александр Бовин (ныне посол России в Израиле), ученые института марксизма-ленинизма при ЦККПСС Б.Славин и В.Петухов (интересно, – что сейчас с этим институтом?). А доцент МГУ В. Сперанский откровенно признаётся в "СП": "Надо сказать, что учёные пока мало выступают с аналогичными острыми, злободневными статьями в прессе. Журналисты оказались более подготовленными к перестройке, гласности, чем обществоведы". Нельзя было не заметить, что некоторые публикации "Ставрополки", в которых подвергались сомнению завоевания Социализма и не отрицались достижения западной демократии, явно выбивались из общепринятой тематики "органа Ставропольского краевого комитета КПСС". Отмечали это и партийные руководители края, однако "перестройка", "демократия", "гласность" были провозглашены основными составляющими партийной линии. Шла подготовка к XIX партконференции, а сам генеральный секретарь в речах и выступлениях иногда позволял себе такие вольности, которые многих приводили в состояние душевного трепета.
Пьянящий воздух свободы способствовал появлению на страницах "СП" материалов, которые вызывали бурную реакцию, заставляли многих браться за перо или доставать с полок учебники истории и подзабытые произведения классиков. Корреспондент С. Тонин опубликовал свое исследование "Базар: по обе стороны прилавка". Лейтмотив статьи – дорогу свободной торговле и коммерции – в те времена еще отчаянно резал слух. Так же, как публикация В. Мерцалова "Блеск и нищета бюрократии", так же, и о коллективизации, о культе личности, соглашались и дискутировали, постигая тем самым смысл одной из популярнейших рубрик "СП" – "Учимся демократии".
Впрочем, у стремительно политизировавшегося общества оставалось немало более "земных" интересов. Весь год держала в напряжении своих болельщиков команда ставропольского "Динамо", прорываясь в высшую лигу союзного чемпионата из цепких объятий ЦСКА, душанбинского "Спартака" и волгоградского "Ротора". Увы, в тот год не удалось. Жаркой выдалась Жатва-88, и все же план по продаже зерна государству был успешно выполнен.
Как всегда, злободневным в очередном интервью "СП" был председатель колхоза "Казьминский" А.Шумский. Журналисты и читатели обсуждал и проблемы, где стоить в краевом центре памятнику М.Ю.Лермонтову. Из Афганистана на пришла весть о гибели ставропольского летчика В. Ковалева, удостоенного Посмертно звания Героя Советского Союза…
Таким он выдался, третий год перестройки, если судить о нем по публикациям в "Ставропольской правде". Что касается внутриредакционных дел, то самыми заметными событиями стали уход главного редактора Б.Кучмаева, еще раньше вынужден был уйти его первый заместитель В.Красуля (в будущем он назовет себя "диссидентом из номенклатуры"). Впрочем, смена редакционного руководства в ту пору считалось делом обычным, а средний стаж работы редактора в период перестройки равнялся трем годам.