1946 год. «Задушевные беседы» о плане

После военного лихолетья, казавшегося бесконечным, наступил, наконец, мирный Новый год. Сводки Совинформбюро теперь уже история. Но военные реалии живы в воспоминаниях вчерашних фронтовиков, отчетах с Нюрнбергcкого судебного процесса, новых печально-праздничных датах в календаре: вторжение гитлеровцев в Союз, освобождение Ставрополья, победа над Германией и Японией. За годы войны сельское трудоспособное население сократилось на 38 процентов, причем на 90 процентов – за счет мужчин. Численность последних уменьшилась в 3,5раза. "Ставропольская правда" 1946 года пестрит объявлениями о вакансиях. Восстанавливать и строить надо многое. Силы для этого придает упоение победой, подкрепленное пафосом печати, пропагандой и агитацией.

В течение первых полутора месяцев года мобилизующую роль играет кампания по выборам в Верховный Совет СССР. В марте новый состав Верховного Совета принимает "Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-50 годы". Намечается заменить карточную систему развернутой культурной советской торговлей. В отношении журналистики говорится, что этот план, его пропаганда "не должны сходить со страниц газет, мобилизуя трудящихся на успешную реализацию великих работ". В крае в этот год выходит 50 изданий (вместе с районными газетами) общим разовым тиражом 100 тысяч экземпляров. А стенных газет – только в Ставрополе – две сотни.

Герои "Ставропольской правды" – комсомольцы и их почин – кто больше посадит деревьев, стахановцы на строительстве Невинномысского канала, которые обязуются завершить его в 1947 году. Бывшие фронтовики ведут "задушевные беседы о сталинском пятилетнем плане", а "за трактором они чувствуют себя, как за танком".

В апреле "Правда" публикует корреспонденцию, в которой говорится, что "Ставропольской правде" следует обратить внимание на важность двухсменной работы тракторов. Замечание учитывается, и краевая газета каждодневно взывает: сельхозтехника должна эксплуатироваться не менее 20 часов в сутки. В июне на помощь ставропольским журналистам и хлеборобам прибывают члены выездной редакции "Комсомольской правды", На закате лета и осенью "Ставрополка" поручает селькорам проконтролировать сохранность хлебов. Те усердствуют и даже содействуют снятию с должности одного районного прокурора, "не ведущего борьбу с расхитителями", в октябре к этой журналистской сельскохозяйственной акции присоединяется... "Культура и жизнь". По мнению этого московского издания, "Ставропольская правда" неверно организовала освещение хлебозаготовок, взвалив всю работу на сельхозотдел. И хотя тогда корреспонденты "посчитали критику правильной", с позиций сегодняшнего дня – налицо постороннее вмешательство во внутренние дела редакционного коллектива. А тогдашняя борьба за грамотность местной печати выглядит сейчас как обыкновенное буквоедство и не отличается тактом: "Районку делают безответственные люди, способные, не поперхнувшись, проглотить самую бессмысленную несуразицу".

Освещение трудовой героики в "Ставропольской правде" не обходится без обличения селян, ставящих личные интересы выше общественных. Вот одно из сообщений в "СП": по материалам прокуратуры единоличники, уклонившиеся от сдачи молока государству, приговорены к двум годам лишения свободы с конфискацией имущества. Привлекаются к уголовной ответственности бригадиры, "разбазаривающие на внутриколхозные нужды" зерно в количестве свыше 15 установленных государством процентов от сданного государству. Достается руководящим работникам Черкесской области, занявшим колхозную землю под индивидуальные огороды.

Остатки суеверий и религиозных пережитков "искореняются" публикацией научно популярных статей о небесных светилах, происхождении жизни на планете.

Подробный ответ дается колхознику Ширину, запутавшемуся в философском законе отрицания отрицания. С диковинками родного края читателей знакомит знаменитый в будущем географ В. Гниловской. Иногда выпуск "Ставропольской правды" срывается из-за отключения электроэнергии. "Не доливайте керосин в горящую лампу", – просят со страниц газеты пожарники. По поводу забытых включенных электроприборов их душа, видимо, тогда еще не болела...

Людмила ДЬЯЧЕНКО