1945 год. Когда вспыхнут огни городов
Главным историческим событием 1945 года, конечно же, становится капитуляция вооруженных сил гитлеровского блока. По мнению И. Эренбурга, люди только в окопах осознали, что такое настоящее счастье. Счастье – это когда вспыхнут огни городов, а женщины перестанут спрашивать, есть ли письмо.
Значение Победы в "Ставропольской правде", в частности, трактуется и так: "Победа – это Сталин, наш отец, наш вождь, гениальный полководец, безграничной любовью к которому преисполнены сердца трудящихся". В июне президиум Верховного Совета СССР издает указ об установлении воинского звания генералиссимус Советского Союза, персонально присваиваемое за выдающиеся заслуги перед Родиной в деле руководства всеми вооруженными силами государства во время войны. Присваивается оно Сталину.
Героика войны с газетных страниц постепенно переселяется на книжные. Ей посвящены литературные новинки союзного значения. Она же объявляется темой краевого литературного конкурса, организованного "Ставрополкой" и писательской организацией. Первая премия – пять тысяч рублей. "Ставропольская правда" призывает читателей оказать героям сталинских побед достойную встречу: "Пусть каждое предприятие заслужит самую высокую оценку героев-фронтовиков". Об успехах и грандиозных планах тем не менее сообщается регулярно. Неудачи объясняются беспечностью. Непослушные наказываются по всей строгости закона.
Край, оказывается, не рассчитался с государством по хлебопоставкам и не выполнил взятого на себя обязательства сдать армии сверх плана миллион пудов хлеба. Вскорости объявляется фронтовой декадник завершения хлебозаготовок. Краевое карточное бюро строго информирует: утерянные хлебные, продовольственные и промтоварные карточки не восстанавливаются, ходатайства не рассматриваются.
Нередки сообщения из суда и прокуратуры об уголовной ответственности тех или иных граждан за хищение хлеба, срыв хлебосдачи и обмолота. Человеческая жизнь станет в юриспруденции абсолютной ценностью лишь много лет спустя. А тогда уголовный закон активно защищал прежде всего государственный строй и социалистическую собственность. Для 1945 года особенно характерны судебные процессы даже над уклонившимися от работ по восстановлению промпредприятий.
В летнюю страду, видимо, уже по инерции и традиции центральная "Правда" критикует "Ставрополку" за недостаточное освещение опыта молодых комбайнеров и т.д., хотя если внимательно посмотреть, то краевую газету той поры иначе как сельскохозяйственной и не назовешь, А "Ставропольская правда" в свою очередь поучает районки: "Газета обязана давать реальный большевистский анализ положения вещей, активно влиять на ход событий, обобщать и передавать все лучшее, что рождается в колхозных бригадах, беспощадно травить негодное".
И еще: "Печать – мощное оружие в руках партийной организации. Оно должно смело и беспощадно разить тех, кто пытается сорвать выполнение плана хлебозаготовок".
Из других тем, которым "Ставропольская правда" отводит свои страницы в 1945 году, обращает на себя внимание активная демографическая политика. За годы войны страна обезлюдела, теперь в почете многодетность. Надо заметить, что еще в 1944 году в СССР было установлено почетное звание "Мать-героиня", учреждены орден "Материнская слава", "Медаль материнства". Поэтому "Ставропольская правда" регулярно публикует списки женщин, представленных к этому званию и наградам. Им гарантировались государственные пособия. Правда, их начинали выплачивать только при рождении третьего ребенка. Женщины, имеющие десять детей, при рождении каждого последующего могли рассчитывать на единовременное пятитысячное пособие. А чтобы у колхозницы-матери были возможности "вложить еще больше труда в дело борьбы за советский сталинский урожай", в колхозах стали открываться ясли и детские сады.