1944 год. Комбайны тоже шли героями

Девиз 1944 года "Под знаменем большевистской партии, под водительством великого Сталина вперед на окончательный разгром врага!" Если в начале в ойны основной упор в идеологической области делался на историческую русскую героику, то теперь на страницах печати живет образ современного советского богатыря-воина и фашистского гада-людоеда. Например: "Неустрашимые советские чудо-богатыри идут все дальше и дальше на запад, возвещая человечеству радость близкой и окончательной победы". А вот воспоминания очевидца, опубликованные к годовщине освобождения Пятигорска: "Сквозь туман, словно сказочные богатыри из моря поднимались все новые и новые колонны бойцов".

Лишь немногие факты, опубликованные в "Ставропольской правде", говорят о господствующей в крае нищете и разрухе. Явно не от хорошей жизни специалист краевой станции животноводства дает в мартовском номере советы, как готовить коров к полевым работам, А в августе печальным – героем дня становится конь: "В некоторых хозяйствах захирел конь... Привыкли люди к тому, что лошади дохнут. Это начинает им казаться таким же обычным, как осеннее засыхание травы".

Первый трудовой поход 1944 года был приурочен к годовщине освобождения Ставрополья. В конце января новоалександровцы в "Ставропольской правде" клянутся вырастить стопудовый урожай. Этот призыв поддерживается всеми хозяйствами, от него не отступают в течение всего года. Совместно с комсомольскими организациями краевая газета собирает на совещание бригадиров комсомольско-молодежных бригад, стахановцев и рационализаторов. Добавляет энтузиазма опубликованный в газете текст нового союзного гимна: "Сквозь грозы сияло нам солнце свободы, и Ленин великий нам путь озарил, нас вырастил Сталин – на верность народу, на труд и на подвиги нас вдохновил". Позже, как известно, текст гимна будет несколько изменен, и доживет он до самого конца Союза.

Весной вспашку колхозники собираются провести по-большевистски. Со страниц газеты не сходят письма передовых комбайнеров. Их заголовки – "На прополке – все трудоспособные", "Удвоить, утроить темпы сенокоса". Тем не менее центральному органу ВКП(б) это кажется недостаточным. 12 июня в обзоре "Печать и комбайны" центральная "Правда" критикует "Ставрополку" за невнимание к комбайнам. 14 июня "Ставропольская правда" добросовестно перепечатывает эту публикацию и затем так усердствует в собственном исправлении, что делает комбайн главным героем своих страниц до конца года. Публикуются даже чисто технические инструкции. Кроме того, население края озабочено повышением урожайности сахарной свеклы и хлопчатника, возрождает строительство Невинномысского канала, готовится открыть широковещательную радиостанцию и главное – болеет за продвижение дел на фронте. 26 марта – день всеобщего ликования: Красная Армия вышла на государственную границу СССР. В крае продолжаются суды над изменниками Родины. Каждый приговор суда "К расстрелу!", пишет газета, зал встречает бурными аплодисментами. В октябре в руки военного трибунала попадает заместитель начальника тюрьмы в Ставрополе в период оккупации Энгель. Крепнет дружба с конниками-кавалеристами Доватора, олицетворенная пословицей "Где русский конник, там враг покойник".

В центр внимания газеты попадает и изба-читальня, потому как именно она "разжигает трудовую страсть людей, поднимает в них сознание своего долга перед страной и фронтом". Опираясь на письмо ЦК ВКП(б) от 22 апреля 1921 года "О распространении агитационной литературы", крайком выделяет 3566 номеров газет для расклейки их на газетных витринах. Из них 2232 экземпляра – доля "Ставропольской правды". Остальное поделено между центральными изданиями. 1944 год "Ставрополка" завершает с удовлетворением: над каждой МТС шефствует предприятие или учреждение. Задачи на ближайшее время определяются так: "В два года восстановить посевную площадь озимой пшеницы как основной зерновой культуры Ставрополья, а общую посевную площадь – не более чем в три года".

Людмила ДЬЯЧЕНКО