1942 год. Береги машину, как боец оружие

1942 год народ встречал с уверенностью в скорой победе над врагом, "За победу, товарищи, за счастье любимой социалистической родины!" – призывает "Орджоникидзевская правда" тех дней. Вся жизнь тогда была подчинена интересам фронта.

Обучение мирного населения военному делу носит конкретный характер: "Атака и оборона отдельного здания". Аналогичную направленность получают соревнования по лыжам, спортивной ходьбе, бегу. Работникам культуры, а следовательно, и журналистам, вменяется в обязанность отражение героического прошлого русского народа: "Боевое, воинствующее советское искусство – этот незаменимый род оружия должен быть целиком и полностью поставлен на службу Отечественной войне, запечатлевать всенародный патриотический подъем, трудовые подвиги, звериный облик фашистских разбойников".

На страницах газеты регулярно появляются ноты наркома иностранных дел В. Молотова о зверствах германских властей на захваченных территориях, их ответственности за содеянное. Уделяется также внимание разоблачениям "очередной брехни берлинского радио", показу документального фильма "Разгром немецких войск под Москвой", подвигу Зои Космодемьянской.

Краевая газета провожает на фронт конников-добровольцев в корпус Доватора и, описывая подробности строительства оборонительных рубежей, уверяет: "Мирный пейзаж ставропольской степи обманчив. Если понадобится – глубокий ров преградит путь фашистским танкам". В рассказах о трудовой жизни постоянно подчеркивается, что каждый человек помнит о нуждах армии. Способом обмена информацией с земляками становится рубрика "Переписка фронта и тыла".

А вот заботы, типичные для тыла: обеспечение жильем и топливом эвакуированных, налаживание работы госпиталей, открытие детдомов. Пропагандируется почин апанасенковцев, говорится о том, что дети не останутся сиротами, о них заботится весь советский народ. Население собирает и отправляет посылки на фронт. Женщины, не умеющие рукодельничать, осваивают азы вязания. Традиционно для воюющего государства тыл вообще становится женской стихией. И именно женщин "Орджоникидзевская правда" призывает овладевать мужскими профессиями, сожалеет по поводу того, что руководство ряда хозяиств боится выдвигать женщин в бригадиры. Весна 42-го пронизана духом соревнований трактористок. В почете девушки, "берегущие машину, как боец оружие". Другая весенняя акция – бить фашистов трудом, добить рублем. Речь – о военном займе, на облигации обязан был подписаться каждый.

23 июня "Орджоникидзевская правда" помещает "политические и военные итоги года Отечественной войны". Минувший год, говорится в публикации, обнаружил полный провал планов германского империализма, их расчетов на военно-политическую изоляцию СССР и непрочность советского тыла. Победа может быть ускорена открытием второго фронта стран антигитлеровской коалиции. Весной и летом 42-го организуются антифашистские митинги женщин, молодежи. Уборку хлеба колхозники собираются провести под девизом: "Большим урожаем, богатым зерном приблизим врага неизбежный разгром!"

Правда, сводки Совинформбюро свидетельствуют не о приближении разгрома, а, напротив, о подходе самого врага к ставропольским степям. Последний номер "Орджоникидзевской правды" (в подшивке краевой библиотеки имени М. Ю. Лермонтова сохранилась лишь небольшая его часть) датирован 31 июля 1942 года.

В августе на смену краевой газете приходит и даже поселяется в помещении ее редакции "Русская правда", переименованная позже в "Ставропольское слово", а потом в "Утро Кавказа". Это оккупационное издание по-своему скопировало свою предшественницу. С пафосом взывает оно к светлому будущему, правда, не к коммунистическому, а к грядущему освобождению от большевистского ига. Вместо сводок Совинформбюро читателю подаются сообщения главного германского командования. Врагом именуются, естественно, советские войска, а гитлеровцы – "наши", освободители. Портреты Сталина и Ленина заменяются портретами Гитлера с его биографией. В 1943 году, после освобождения города, "Ставропольская правда" (именно так стала называться тогда наша газета) обличит журналистов, прославлявших оккупационный режим, и расскажет о судебном процессе, приговорившем одного из них к расстрелу.

Людмила ДЬЯЧЕНКО