1935 год. Первые плоды ВЕЛИКОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ

В борьбе и муках рождалась новая жизнь. Страна шла по неизведанному пути, методом проб и ошибок строя новое общество. В 1935 году его контуры уже начали просматриваться и в экономике, и в культуре.

На Ставрополье подвели итоги трехлетнего хозяйствования после проведения сплошной коллективизации. Впервые колхозники получили на трудодень от 4 до 7 килограммов зерна. Состоявшийся седьмой съезд Советов отметил, что на 20 процентов выросло поголовье общественного скота, а количество свиней в колхозах увеличилось в три раза. 7 октября край рапортовал И. Сталину о выполнении плана хлебосдачи.

И краевая газета "Северо-Кавказский большевик" пишет о первых успехах нового строя - о том, как на хутора и в станицы приходят электричество и радио, как строятся в районах больницы и школы, открываются клубы и библиотеки. Публикуются материалы и об изменениях в жизни рядовых тружеников. Так, в одной жить колхозное поголовье. Некоторые материалы озаглавлены, как приговор: "Дьяконов вредительствует", "Разбить вредительскую работу классового врага на фермах!".

Подобные настроения подогреваются и сообщениями из столицы, где идет расследование убийства С. Кирова. И вот решение Военной коллегии Верховного суда СССР - 14 человек во главе с Л. Николаевым приговорены к расстрелу. Как эхо, на страницах газет появляются призывы: "Освободить аппарат от чужаков!", "Убрать кулака из Надежды", "Рвач - беляк" и др.

Но это длится недолго. Обыденная жизнь городов, хуторов и станиц с ее простыми радостями и непростыми проблемами, порожденными великим сломом, пробивается на газетные полосы. Из станицы Невинномысской сообщают, что, после того как крестьянам разрешили свободную торговлю зерном, мукой и печеным хлебом, цены на рынке на яйца, сливочное мало и другие продукты снизились больше чем наполовину. Успешно завершается ликвидация неграмотности населения, начал работать первый колхозно-совхозный театр.

Однако критический настрой явно преобладает в газетных материалах. В Ставрополе очереди за хлебом, в буханках попадаются уголь и пакля. В Бешпагире завклубом Кизилов ничего не делает, в центре Пятигорска работают всего две аптеки, а в Благодарненском районе нет ни одной бани... А эта корреспонденция прямо перекликается с нашим временем. "Почему издеваются над рабочими?" - называется она. "Дирекция Старомарьевской МТС, - пишет автор, - плохо заботится о своих рабочих. Им уже четыре месяца не дают зарплату".

И снова темной полосой проходят сообщения из Москвы: разоблачена подпольная контрреволюционная террористическая группа "Ленинградский центр", вынесен приговор Зиновьеву, Каменеву и другим. По краю прокатывается волна митингов в поддержку расправы над врагами революций. "Антипартийная вылазка в Кисловодском санатории НКВД", "Уроки классовой слепоты на пивоваренном заводе", "Никакой пощады врагам Родины!" - пестрят заголовки в газетах.

Тем не менее ростки нового заметны во всех сферах жизни. Родилось стахановское движение, и из номера в номер газета рассказывает о том, как и на Ставрополье перекрываются нормы и ставятся рекорды в работе. Принят новый колхозный устав, отменены карточки на мясо, рыбу, сахар, жиры, снижены цены на хлеб, наводится порядок в торговле, разворачивается борьба с религиозным "дурманом". В честь 15-летия освобождения края от белогвардейцев Ставрополь переименован в Ворошиловск, Прикумск - в Буденновск, районы Виноделенский - в Ипатовский, Митрофановский - в Апанасенковский.