1931 год. Газету – в массы

Этот лозунг отвечал тому времени. "Власть Советов" вела свою борьбу - за подписчика. И начала ее 10 января, в день празднования 10-й годовщины своего существования (до этого, как известно, газета выходила под другим названием). Тогда же она провела слет рабселькоров. Был создан так называемый институт инструкторов по массовой работе. Сотрудники решили "выдвинуться на передний край" - организовать две походные типографии и выпустить несколько номеров в селах района.

Тираж "Власти Советов" - 10 тысяч экземпляров - не устраивал ни редакцию, ни райком. Крупные села района - Михайловка, Татарка, Надежда, Старомарьевка, Спицевка, в каждом из которых проживало свыше 10 тысяч человек, - выписывали всего по 100-150 экземпляров газеты. В спешном порядке редакционные работники выехали на периферию "продвигать газету в массы". Стали публиковаться сводки о распространении и подписке на газету.

Сыграло свою роль и весеннее постановление ЦК ВКП (б) "О сельской районной и низовой печати", в котором указывалось, что с ликвидацией округов и укреплением районов - этих основных звеньев соцстроительства в деревне - усиливается значение районной печати. Тираж к концу года вырос. Значительно больше стало и авторов. Вести с мест от рабочих и сельских корреспондентов шли наряду с пяти-, десяти строчными сообщениями крестьян, как правило, жаловавшихся на житейские неурядицы. Все чаще вместо псевдонимов начали появляться фамилии авторов.

Причина проста: люди писали не как раньше о притеснениях кулаков, а о плохой работе сельсоветов, о несправедливом к ним отношении колхозных руководителей, о тех, кто срывал сроки сева, уборки, хлебозаготовок. По таким "сигналам" на места выезжали сотрудники редакции.

От рук кулаков летом погиб начальник оперсектора Ставропольского ОГПУ, участник гражданской войны, член крайкома В. Гофицкий. Его памяти была посвящена первая полоса, начался сбор средств на постройку самолета "Чекист Гофицкий". На каждый выпад внутренних или внешних врагов народ отвечал тем, что или подписывался на очередной заем индустриализации, или отдавал свои сбережения на постройку танка, дирижабля, самолета, полагая, что укрепляет боевую мощь страны.

Между тем в воздухе начинало, пока отдаленно, пахнуть грозой. Полосы "Власти Советов" полны тревожных сообщений о рвущихся к власти германских фашистах, о столкновениях полиции с немецкими рабочими, о закрытии более половины коммунистических газет. Неспокойно и на Дальнем Востоке. И вполне понятен призыв газеты к сбору средств на строительство военных и гражданских самолетов, к переоборудованию Ставропольского аэродрома: необходима воздушная связь с Ростовом, Краснодаром, Москвой. Редакция обратилась к рабочим местных предприятий с предложением взять шефство над аэродромом. Призыв был услышан. В ноябре в Ставрополе прошел декадник помощи гражданской авиации, совпавший с открытием полетов по маршруту Армавир-Астрахань с обязательной посадкой самолетов в Ставрополе. К тому времени комсомольцы, участвуя в субботниках, привели в порядок поле аэродрома.

Получившему воздушную связь городу, очевидно, стало стыдно за санитарное состояние своих дорог и улиц. На страницах газеты началось широкое обсуждение проблем реконструкции некогда губернского города как "центра будущей единой Ставропольской коммуны". "Власть Советов" публикует "обязательные постановления" горсовета об устройстве, ремонте и содержании мостовых и тротуаров, об охране зеленых насаждений. Хватало на страницах и критики: окраины без света, в банях - антисанитария, в столовых - грязь и смрад.

Впрочем, были и светлые строки: об открытии сезона в театре им. Ленина премьерой "Холопки" Стрельникова, о работе двух кинотеатров, где уже шли отечественные, правда, еще немые фильмы. Любопытна заметка о месячнике противовоздушной и противохимической обороны: занятиями предполагалось охватить все взрослое население Ставрополя - 50 тысяч человек. Жителей предупреждали о газовой тревоге, учили пользоваться противогазом. Газета писала об оборонно-массовой работе. Благодаря ей тысячи ребят занимались в военных кружках, прыгали с парашютной вышки, учились метко стрелять...

Анатолий БЕРШТЕЙН