1925 год. А Русь все так же будет жить...
Эхо засухи 1924 года зимой наступающего 25-го отозвалось затягиванием поясов потуже. На февральском Первом учредительном съезде колхозов его участники откровенно говорили: "Недород есть и в колхозах, люди доходят до состояния голода". Больше всех страдали дети. "Власть Советов" писала, что "кроме четырех тысяч беспризорных, в нашем округе есть еще 60 тысяч голодных детей". Предполагалось срочно создавать детские артели, коммуны, что и делалось (через несколько десятков лет слово "беспризорник" вновь прочно войдет в обиход).
Зима, под стать лету выдалась суровой. Газеты пишут о жестоких морозах, снежных заносах, сетуют на гибель виноградников.
В это время Франция требует у Советской России вернуть царские долги. Но добивается лишь удивительного заявления о "согласии уплатить часть долгов мелким, частным коммерсантам, если им будет дан очередной заем".
Внутренняя политика тоже не обходится без сюрпризов. Просьба Троцкого об отставке удовлетворена. Как пишет газета окружкома РКП(б), "наркомом по военным и морским делам СССР и председателем Реввоенсовета назначен товарищ Михаил Фрунзе". Он пробудет на этом посту гораздо меньше, чем предшественник.
Тучи над головами "некоторых партийцев" сгущаются с каждым днем. Для того чтобы грянул гром, причин достаточно. Чем плоха, например, такая: "В условиях нэпа наименее устойчивые элементы партии... поддаются мелкобуржуазным влияниям". Это из выступления Рыкова на Первом съезде краевого Северо-Кавказского съезда Советов, опубликованного "Властью Советов" в феврале. Справиться с незадачей Рыков предлагает, "удаляя из своих рядов указанные элементы". Не предполагая, что придет время, когда к нему самому будет применен этот стоматологический термин.
Лето приносит стране Советов благую весть: виды на урожай хорошие. Заголовки газет говорят сами за себя: "Подготовка к вывозу хлеба за границу", "Урожай на Северном Кавказе будет хорошим". И действительно, Ставрополье собрало 30 миллионов пудов хлеба, что по тем временам было весьма неплохо. Но на фоне недавнего голода вызовом смотрятся такие заголовки, как: "Консервы - в Америку", "Подсолнечное масло - в Германию", "Лес - во Францию". Стране была нужна валюта, и ее зарабатывали, как могли.
Летом и осенью 25-го года с газетных страниц не сходят сообщения о неудавшемся покушении на Сталина и Троцкого. "Власть Советов" пишет: "Фашисты под маской ученых, выдавая себя за коммунистов, въехали в СССР, но возбудили подозрения ГПУ... имели револьвер и аптечку с ядами..." Газеты бушевали полгода. Видимо, под давлением германской стороны, которая называла своих соотечественников, оказавшихся под колпаком ГПУ, "невинными жертвами Советской власти", смертный приговор был заменен десятью годами строгого режима.
Октябрь 25-го: с газетных полос на собственный некролог смотрит товарищ Фрунзе. "Власть Советов" рассказывает об операции, последующем затем параличе сердца, безвременной кончине... В "Повести непогашенной луны" Борис Пильняк выскажет другую версию смерти 40-летнего Фрунзе - умерщвлен по заданию Сталина, газеты еще долго будут взахлеб рассказывать о героическом пути большевика, но и строчкой не помянут умершего в этом же году святейшего патриарха Тихона, на склоне лет узнавшего, что такое покушение и тюрьма...
К концу 25-го года Северо-Кавказский округ достиг определенных успехов в хозяйственном строительстве. Уже созданы 250 кооперативов, 173 мелко промышленных предприятия, "Красный металлист" перешел на хозрасчет и перевыполнил норму ремонтных работ. Электростанция "Искра" дала 553 тысячи кВт/ч и т.д. Обо всем этом на Второй сессии окрисполкома рассказывает его председатель Пивоваров. Идет разговор и об излишках зерна у зажиточных крестьян. В декабре на XIV съезде РКП(б) тоже говорят о кулачестве и связанных с ним двух уклонах в партии. Сталин резюмирует: "К счастью, у партии есть силы, чтобы отсечь оба уклона". Впоследствии эти слова обернутся миллионами "отсеченных" голов...
Со страниц "Власти Советов" исчезают объявления о спектаклях, взамен появляются извещения о собраниях партактивов.
Уходит 1925-й. С выборами в местные Советы, просветительскими лекциями, лишением гражданских прав, октябринами. И, уходя, ставит точку в жизни еще одного человека. В ночь с 27 на 28 декабря в Ленинграде Сергей Есенин покончит жизнь самоубийством, за десять лет до этого написав:
"...И Русь все так же
будет жить,
Плясать и плакать у забора".
Поэт оказался прав. Живем все так же.