«Ревизор» в ставропольском формате. Ба! Знакомые всё лица!
Брать интервью у режиссера накануне премьеры – это в некотором роде безумие. Но таков сейчас наш противоречивый мир, в котором одни чего-то хотят, а другие не могут им в этом отказать.
– Почему, собственно, «Ревизор», а не, скажем, «Недоросль» или «На всякого мудреца довольно простоты»?
– Это мои предпочтения, любовь к Гоголю вообще и его «Ревизору» непосредственно. Сам по себе материал очень интересный, и я всегда хотел его поставить. Это во-первых. А во-вторых, идея действа, где чиновники играют чиновников, тоже была для меня интересна. «Ревизор» актуален во все времена, можно даже, наверное, сказать, что он вне времени. Из новостей мы узнаем, что каждый день сейчас кого-то арестовывают, сажают министров. Тема воровства, растраты бюджетных денег сегодня актуальна, быть может, как никогда прежде. А страх перед какой-то проверкой? Казнокрады боялись этого во времена классика, боятся ли сейчас? И хотя по сценарию приехал не настоящий ревизор, но затаенный страх заставил людей увидеть в молодом непонятном человеке, «мелюзге», по Гоголю, какое-то значительное лицо. Мне захотелось показать, что делает с людьми подобное психологическое давление. У классика, правда, убеждение городничего в приезде «с секретным предписанием инкогнито» обошлось без женщин, а у нас не обошлось. Ибо только женщины (улыбается) могут убедить мужчину во всем.
– Авторская версия была остро сатирической для XIX века. А для нашего времени, как вы считаете?
– Эта тема не нова, но она всегда будет яркой и современной. Мы просто сделали попытку найти другие формы ее выражения: используем много современных наворотов, например, мобильные гаджеты. Место действия мы тоже поменяли. Это не провинциальный городишко, а некое место, которое мы назвали «Классная поляна». Есть и другие сюрпризы, рассказывать о которых я повременю. Приходите – увидите. Было найдено, как мне кажется, много интересных ходов, креативных идей.
– Как считаете, понравилась бы классику ваша версия его произведения?
– Мне сложно отвечать за Гоголя, но, полагаю, он отнесся бы к нашему эксперименту с пониманием.
– Расскажите об актерском составе. Был ли какой-то кастинг? По какому принципу подбирались исполнители на определенные роли?
– Когда возникла идея, я сел на телефон и обзвонил знакомых людей, тех, с кем дружу много лет. И которых по-режиссерски видел в образе конкретных персонажей.
– Известность имела значение?
– Не ключевое. Главное, чтобы человек соответствовал образу, который нужен в этом спектакле. В работе с людьми я старался отталкиваться от их человеческой индивидуальности. Не обязательно было иметь какое-то там творческое актерское прошлое. Допустим, Вячеслав Коршун, Егор Басович и многие другие играли в КВН. Катя Перова мечтала быть актрисой. Ольга Метёлкина – театральный критик. Николай Новопашин и Андрей Юндин – депутаты. Какого-то специального кастинга не проводилось, я всех их отлично знаю лично. И мне интересно было с ними работать в качестве связки актер – режиссер. Или вот, скажем, Василий Балдицын: он реально «пересидел» стольких губернаторов, что заставить его чего-то бояться по-настоящему очень сложно. Насколько получится – судить вам. Каждый из актеров привносит в спектакль именно те интересные черты, которые ему свойственны как человеку. Я не подхожу с готовым решением образа, а, наоборот, от них отталкиваюсь, и получаются интереснейшие образы персонажей.
Кроме актеров мне хотелось бы отметить, что оригинальную музыку к спектаклю написал ставропольский певец и композитор Сергей Лещёв, а видео отдельных сцен снял молодой ставропольский кинорежиссер, недавно представивший ставропольской публике триллер «Интервью», Дмитрий Москвитин. В спектакле также участвуют танцевальное ревю «Люмо» Владимира Поганкина и фолк-группа MalinaBand Андрея Солдаткина. Все наши участники – успешные, реализовавшиеся люди, у которых, как говорится не вместо, а сердце – пламенный мотор.
– Насколько сложно было собирать работающих людей на репетиции?
– Невероятно сложно! У Гоголя в его комедии пять действий, из них три – это массовые сцены. Если отдельные сцены с небольшим количеством участников (по двое-трое) можно проигрывать отдельно, то третье и пятое действие в «Ревизоре» порознь репетировать просто нельзя, они требуют полного актерского состава, всех участников.
– Не по ночам ли вы творили?
– Так и приходилось поступать. Наши репетиции начинались с 19 часов и продолжались до 21 часа, а при необходимости и дольше. Собирались в субботы и воскресенья. И я благодарен своему актерскому составу за понимание.
– Премьера «Ревизора» состоится. Это уже неизбежно, как нас когда-то убеждали на уроках истории, как крах мирового империализма. А дальше что?
– Планов много. Не скажу, что они наполеоновские, но их действительно громадье. У меня в работе есть сейчас «Мамаша Кураж» Бертольда Брехта. Одновременно я занимаюсь инсценировкой «Преступления и наказания» Достоевского. В этих постановках будут играть только наши студийцы, те, кто уже не первый год выходит на сцену, многое знает и умеет.
* * *
В спектакле задействованы:
Василий БАЛДИЦЫН, главный редактор газеты «Ставропольская правда», секретарь Союза журналистов России
Татьяна СЕРЕДА, заместитель главы администрации города Ставрополя
Юлия ПЕРЕСЫПКИНА, радиоведущая, бизнес-тренер
Илья ЮРЧИШИН, первый секретарь Ставропольской краевой общественной организации «Российский союз молодежи», член Общественной палаты Ставропольского края
Лариса КОЗЛОВА, директор Ставропольского Дворца детского творчества
Иван ВЫСОЧИНСКИЙ, ведущий «Русского радио», директор креативного агентства «Есть идея!»
Вячеслав КОРШУН, руководитель комитета культуры и молодежной политики администрации города Ставрополя
Егор БАСОВИЧ, член Общественной палаты Ставропольского края, телеведущий
Юрий ФУНДА, член Общественной палаты Ставропольского края
Сергей ЛЕЩЁВ, певец, композитор, шоумен
Екатерина ПЕРОВА, телеведущая компании «26 регион»
Виктория БОГДАНОВА, ведущая «Русского радио», арт-директор сети мастерских «Дари цветы»
Илья ЗАХАРОВ, телеведущий СТВ
Вячеслав САВИН, президент коллегии адвокатов «Принцип права»
Николай НОВОПАШИН, депутат Думы Ставропольского края
Ольга МЕТЕЛКИНА, журналист газеты «Вечерний Ставрополь»
Геннадий НАТЬЕ, шоумен, телеведущий
* * *
После премьеры спектакля:
«Ревизор» по-ставропольски: Гоголь всегда современен
11 апреля 2017 года