55-летие музея изобразительных искусств – одно из самых ярких событий культурной жизни Ставрополя
– В прошедшем году в жизни ставропольской культуры было много ярких событий, но 55-летие краевого Музея изобразительных искусств выделяется своим информационно-просветительским посылом. С кем и с чем это связано?
– Считаю, что любой музей способен функционировать лишь в том случае, если он выполняет две основные функции: собирательно-хранительную и просветительскую, популяризаторскую. Конечно же, это задача для всего коллектива, но в первую очередь для руководителя, а им уже двадцать лет является Зоя Александровна Белая. Сменилось не одно поколение сотрудников, но носителем основной идеи существования и развития такого тонкого организма, как художественный музей, является именно его директор.
Зоя Александровна приняла музей с протекающей крышей, здание требовало капитального ремонта, а площади по сравнению с нынешними были просто мизерные. Начинать надо было с элементарного наведения порядка. При составлении проектно-сметной документации буквально по сантиметру обследовала она здание и прилегающие территории. Надевала спецодежду, сапоги – и вперед. Не остановило молодого директора даже то, что в подвалах стояла вода, а двор был завален кучами мусора. По хорошему советскому принципу «если не я, то кто» она выводила коллектив на внеочередной субботник.
Даже поверхностное знакомство с новым делом показало, что музей нуждается в дополнительных помещениях для хранения фондов и выставочной работы. Не раз и не два ей пришлось обращаться к губернатору и правительству края, работать с министерством культуры, писать письма, доказывать, убеждать… Но своего добилась: за прошедшие два десятка лет музей утроил свои площади, присоединив два соседних исторических здания.
Однако, для того чтобы квадратные метры начали работать во благо, пришлось их отремонтировать и отреставрировать, возвращая памятникам культуры былой вид. Ремонт любого музея, расположившегося в старинных зданиях, сродни хроническому заболеванию. Ежегодно приходится что-то латать. Приведу недавний пример. К названному юбилею в большом выставочном зале протекла крыша. Пришлось немедленно демонтировать экспозицию, начать ремонт, не прекращая при этом выставляться, в том числе в других залах города. Впрочем, это никак не сказалось на главном: юбилейные мероприятия прошли в приведенном в порядок помещении.
– Расскажите, как собиралась художественная коллекция музея, без которой он не может быть состоятельным, востребованным.
– Сложность такой работы в том, что художественная жизнь меняется, в искусстве появляются новые имена, стили, направления. Чтобы быть на уровне современных тенденций, необходимо постоянно обрастать новыми образцами. Притом на пополнение коллекции государство выделяет мизерные средства.
Не ожидая, когда с неба упадет государственная «манна», директор стала приучать художников к практике дарения картин. Авторы шли на это, понимая: именно музей – то место, где их полотна не только сохранятся, но в тех или иных проектах будут реально работать, в том числе и на популярность художника. Коллекцию музея через свои подведомственные структуры также пополняло федеральное Министерство культуры.
– Одновременно все эти годы проходила активная реставрация картин, мебели, предметов искусства. Это дело, во-первых, дорогостоящее, а во-вторых, насколько мне известно, трудно найти мастеров-реставраторов. Их не то что в крае, в стране можно по пальцам пересчитать.
– Тем не менее в течение многих лет музей методично восстанавливал как внешний облик старинного здания, так и его интерьеры, мебель. Находили мастеров и в крае, и в столице. Так была приведена в порядок коллекция икон начиная с XVII века. А каких сил стоило реставрировать старинную шпалеру!..
– Для нас, несведущих, объясните: что это?
– Многометровый тканый гобелен – шпалера была отправлена в Москву и там отреставрирована. Сегодня это одна из жемчужин «золотой коллекции» музея. Окунувшись с головой в сложную многогранную работу, директор быстро поняла, что сам по себе, без деловых партнеров, музей существовать не может. Первая среди коллег края стала продвигать в жизнь то, что в общемировой практике называется «фандрайзинг». Попросту говоря, работа по привлечению средств для реализации некоммерческих проектов.
Ставрополье – уникальный регион, он граничит с восемью республиками Северного Кавказа, где компактно проживают более ста народов и национальностей. Геополитическая функция края прежде всего миротворческая, объединительная. Это не могло не сказаться на направленности организационно-просветительской работы. Хорошо помню получившую широкий общественный резонанс (даже за пределами края) акцию 2000 года. Тогда в Ставрополе располагался штаб пограничного округа, линия ответственности которого проходила от Астрахани до Ейска. Порубежники с энтузиазмом откликнулись на инициативу музея провести совместное патриотическое мероприятие. Со всего Северного Кавказа, в том числе из Ростова и Краснодара, в Ставрополь съехались видные художники, объединенными усилиями сделали масштабную выставку. Потом выезжали в воинские части, общались с пограничниками, писали этюды, рассказывали о своем творчестве. Многие рисунки, картины так и остались в частях, госпиталях. Другие были подарены музею.
За этим мероприятием последовали другие, в том числе акции межнационального согласия с национально-культурными образованиями. Зоя Белая стала первым в регионе директором, которая вывела действия из музейной тиши на улицы и площади города, да так, что они стали в полном смысле слова народными. Эта форма работы оказалась лучшей рекламой музея.
– Какими бы ни были инициативы музейщиков, прежде всего они должны быть направлены на повышение качественного уровня выставочной работы. Не так ли?
– Одной из форм привлечения посетителей стал показ уникальных коллекций лучших музеев страны. Одну из самых престижных привезли из Эрмитажа. Это был дорогостоящий проект с массой всяческих ограничений. Чтобы заполучить экспозицию, пришлось заново ремонтировать зал, выполнить комплекс мероприятий по пожарной безопасности. Однако идея стоила затрат. Народ шел толпами. К сожалению, сейчас подобные проекты для региональных музеев неосуществимы из-за больших страховых сумм, связанных с перевозкой и охраной предметов искусства. Тем не менее осенью прошлого года в Ставрополе состоялась выставка «Свет фресок Дионисия»; гости и жители города смогли увидеть уникальную экспозицию московского фотохудожника Ю. Холдина.
К слову, о фотоискусстве. Задолго до создания в крае отделения Союза фотохудожников России в музее существовал клуб любителей фотографии, здесь устраивались фотовыставки. Понятно, почему директор музея взяла на себя поиск кандидатов для вступления в только начавший работать союз. Его инициатор и создатель Андрей Баскаков, приехав в Ставрополь, собственноручно вручил Зое Александровне членский билет. В том же году ставропольские участники Всероссийской фотовыставки «Россия – отчий дом» стали ее лауреатами.
В 2014 году внимание посетителей привлекла выставка известного греческого фотохудожника Костаса Асимиса, который восстановил бесценный фотоархив Афонского Пантелеимонова монастыря, а кроме того в течение многих лет снимал современную жизнь монахов. Ставропольскому краевому музею изобразительных искусств он подарил коллекцию «Мой Афон», которая продолжает активно экспонироваться в городах и селах края. Талантливый автор также предоставил возможность пользоваться файлами его работ для формирования новых экспозиций. Поверьте на слово, столь доверительный уровень деловых отношений – случай исключительный. В начале 2016 года в честь открытия Года Греции в России музей под руководством директора сформировал экспозицию «Ноктюрн». Для Костаса Асимиса она стала настоящим сюрпризом.
Недавно я был на открытии выставки «Мой Афон» в ставропольском храме Преображения Господня. На ее основе совместно с регентской школой Ставропольской духовной семинарии музей организовал лекторий «Святой Афон: история и современность». Только в январе специалисты провели с учащимися и студентами несколько мероприятий. С одной стороны, это факт наращивания парт-нерских связей (в данном случае со Ставропольской епархией), а с другой – поиск новых форм просветительской работы.
Понимая, что стационарных площадей для художественно-просветительской работы недостаточно, музей ведет постоянный поиск дополнительных площадок. Передвижные выставки в городах и селах, в учебных заведениях края, в церкви стали нормой жизни. А картинную галерею в ставропольской гимназии № 9 можно назвать уникальной задумкой сотрудничества. Залы и фойе гимназии превращены в пространство, насыщенное образами, цветом и светом художественного искусства. В полном смысле слова – обучающая духовная среда.
– По поводу музейной среды у меня давно есть вопрос. Художественная галерея П. Гречишкина и дом-музей художника С. Смирнова в Ставрополе являются филиалами краеведческого музея, а этнографический музей казаков-некрасовцев в Левокумском районе приписан к Музею изобразительных искусств. Почему?
– Такого рода конвергенция, когда изобразительное искусство существует как бы на стыке с краеведческой наукой, думаю, вовсе не плоха. Так уж у нас сложилось исторически. Талантливый художник Павел Гречишкин был не просто мастером, он как никто знал и рисовал природу края с ее заповедными уголками, растительностью и ландшафтами, поэтому (и по воле художника) галерея стала частью краеведческого музея. Своя история у этнографического комплекса, что в Левокумском районе. Когда народный музей в полном смысле слова погибал – рушилось здание, распылялась коллекция, именно Зоя Александровна согласилась взять его на баланс. Но просто «взять» мало. Требовалось обосновать концепцию развития, привязать ее к направлениям деятельности музея искусств. Белая привлекала ученых и художников, консультировалась со столичными специалистами-этнографами, так была найдена логика, позволившая достичь единения.
Основой коллекции стали не только предметы быта, костюмы, этнографические экспонаты, но и картины, этюды современных художников, выполненные во время выездных пленэров. Их в Левокумском районе для мастеров кисти устраивала сама директор. Новокумский филиал, который сегодня вплотную занимается изучением творчества казаков-некрасовцев, активно привлекает к работе ученых края и специалистов из Центра фольклора в Москве, Московской консерватории, краевого Дома народного творчества. Вот уже много лет я с интересом наблюдаю за тем, как уверенно и настойчиво на высоком научном уровне музей проводит мероприятия по изучению языка, песенного фольклора, предметов быта уникального этноса, его адаптации и ассимиляции на родине предков.
Когда в Москве во время юбилейных мероприятий краевого художественного музея открылась выставка казаков-некрасовцев, ее представили именно в художественном преломлении. Этнография была показана через предметы изобразительного искусства, танцы, песни, костюмы и оригинальные издания музея – книги, буклеты, сборники статей. Следует отдать должное, за время руководства музеем Зоя Белая в профессиональных кругах приобрела авторитет как искусствовед, издатель и редактор, она заслуженно входит в совет по искусствоведению Союза художников России.
Сегодня в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств можно увидеть прекрасные выставки. Его деятельность вполне отвечает волнообразно развивающейся «музейной потребности» общества. Пережив спад в первой половине девяностых годов, эта потребность опять выросла, что со всей очевидностью свидетельствует об интересе общества к своему наследию. Как ее удовлетворить? Простого ответа нет.
10 февраля 2017 года

Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей
Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»

Футболисты ставропольского «Динамо» удачно съездили в Сочи
