Особенных детей готовят к обычной школе в «Психологическом центре» Михайловска
На первый взгляд, препятствие устранено, школа теперь принимает на обучение всех. Но проблем с инклюзией по-прежнему много.
Вот одна из них: для детей с ограниченными возможностями здоровья почти нигде не проводятся занятия по подготовке к школе, которые рекомендованы для всех российских ребятишек накануне поступления в первый класс. И даже централизованных обучающих программ таких нет. А ведь адаптация к школьной жизни у детей с нарушениями в развитии особенно затруднена.
Ликвидировать пробел решили в ГБОУ «Психологический центр» г. Михайловска. Здесь на протяжении ряда лет работают с детьми, имеющими сложности в эмоциональном и интеллектуальном развитии. Своими силами разработали программу психолого-педагогической направленности «Пчелка» по подготовке к школе таких детей. В этом году у «Пчелки» юбилейный, десятый выпуск.
Он по-своему особенный. Впервые на предшкольное обучение приняли ребятишек с так называемыми расстройствами аутистического спектра. До сих пор таких сложных детей в программу не брали. Соответствующие комиссии чаще всего рекомендуют для них обучение на дому.
Этих ребят, в просторечии называемых аутистами, когда-то совсем малышами привели в михайловский центр родители. Психологи, логопеды сделали многое, чтобы ребятишки стали более зрелыми психически, интеллектуально, приобрели определенные социальные навыки. Малыши выросли и подошли, фигурально выражаясь, к школьному порогу. Родители вместе со специалистами центра приняли решение: дети этот порог переступят, часть пойдет «в инклюзию».
И вот итог годичного обучения: шесть ребят, имеющих расстройства аутистического спектра, освоили курс предшкольной подготовки. Пять из них пойдут в сентябре в коррекционные классы, один – в обычный первый класс.
Наш корреспондент побеседовала об этом по-своему уникальном опыте с участниками программы – заместителями директора ГБОУ «Психологический центр» г. Михайловска Виталией Березуевой и Оксаной Татаренко; педагогом-психологом Натальей Ступиной, учителями-логопедами Еленой Авериной и Натальей Алимовой, социальным педагогом Натальей Звягинцевой. Вот что они рассказали.
К моменту начала работы все дети с аутизмом по нескольку лет посещали индивидуальные занятия со специалистами и в меру своих сил научились контакту «один на один». (Отсутствие контакта с окружающими, как известно, и есть главная проблема при аутистическом расстройстве.) Но общаться в группе, слышать и понимать слова логопеда или психолога, обращенные ко всем сразу, дети не умели, они их попросту игнорировали. Академические занятия – чтение, письмо – поначалу ушли на задний план. В фокусе было овладение социальными навыками: как высидеть определенное время за партой, поднять руку, если хочешь ответить, не пугаться школьного звонка... Дети бродили во время урока по классной комнате, могли прилечь на пол, в испуге закричать от какого-нибудь неожиданного звука, заражаясь криком друг от друга. Специалисты, по их свидетельству, первое время были почти в растерянности.
К каждому ребенку искали свой подход. Так, одному из детей, который больше всех боялся звонка, поручили начало и конец занятия отмечать звоном колокольчика, и он постепенно привык.
В классе постоянно присутствовали приглашенные волонтеры – студенты ставропольских вузов. Они помогали ребенку выбрать нужный карандаш и закрасить нужную букву, ласково удерживали во время занятия за партой, показывали, как правильно поднять руку, и т.д. Многими навыками поведения дети овладели, просто подражая волонтерам-помощникам. Кроме групповых занятий «пчелки» посещали индивидуальные, что тоже было очень важно.
Отдельно специалисты работали с родителями ребят. Здесь тоже имелись сложности. Поверив в то, что ребенок пойдет вместе со всеми детьми в школу, некоторые родители теряли чувство реальности, хотели «всего и сразу»: возили малыша на занятия в несколько центров, к двум разным логопедам, перегружали...
Тем не менее опыт удался. У ребятишек начали формироваться внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учебе. И это главное. Они лучше контролируют себя, лучше говорят. Научились читать, считать. Мальчик, который готовится идти в обычный класс общеобразовательной школы, показывает удивительные способности в работе на компьютере, решении математических задач.
Вопрос, что будет дальше. Как примет этих детей школа, где сегодня практически нет ресурсов (особенно кадровых), чтобы относиться к ним как к особенным ученикам? Хватит ли терпения и понимания школьным учителям?
В любом случае в Михайловском психологическом центре собираются продолжать работать со своими подросшими питомцами, готовы сотрудничать с их школьными наставниками. Специалисты центра очень надеются, что те полюбят их «пчелок».
В этом году в михайловском центре будет открыта также группа по поддержке школьного обучения для первоклассников с нарушениями в развитии.
15 июля 2016 года