26-й «Шаляпинский сезон» собрал в Кисловодске ведущих артистов страны
Как мы уже сообщали, в Кисловодске под неизменным девизом «Для жизни рожден я в Казани, для сцены Кавказом рожден» 26-й год подряд проходит «Шаляпинский сезон». Он совпадает сразу с несколькими знаменательными датами и событиями, имеющими отношение к Федору Шаляпину. Что и отразилось в программе праздника.
В этом году исполняется 125 лет со дня рождения выдающегося русского и советского композитора Сергея Прокофьева. С Шаляпиным Прокофьев познакомился и подружился в то время, когда он еще учился в консерватории. Теплые отношения между великим певцом и великим композитором сохранялись всю жизнь. Примечательно и то, что оба они, приезжая в Кисловодск, останавливались в одном и том же месте – в особняке купца Ушакова, где ныне располагается музей «Дача Шаляпина». Отныне об этом будет свидетельствовать мемориальная доска, установленная на здании в ходе 26-го «Шаляпинского сезона».
Здесь же в 1911 году Сергей Прокофьев писал свою музыку. Ее величие и красоту многочисленные зрители 26-го «Шаляпинского сезона» сполна прочувствовали и оценили уже в первые минуты грандиозного концерта, открывавшего программу праздника. Сразу 12 замечательных вокалистов – лауреатов всероссийских и международных конкурсов разом грянули хор «Вставайте, люди русские» из кантаты Сергея Прокофьева «Александр Невский».
В центре хора, как и на концертах нескольких предыдущих «Шаляпинских сезонов», возвышался двухметровый гигант - солист Государственного академического Большого театра имени Алишера Навои в Ташкенте Георгий Дмитриев. Он лидер не только по росту, равному росту самого Федора Шаляпина. У Дмитриева сильный, богатый оттенками бас, великолепные актерские способности, которые он сполна продемонстрировал, исполнив песню «Старый капрал». За что был вознагражден овациями зала. Рядом с Дмитриевым на сцене стоял другой старожил кисловодских «Шаляпинских сезонов», солист Большого театра Федор Тарасов. На сегодняшний день он один из самых востребованных басов отечественной оперной сцены. К тому же Тарасов – удивительно разносторонняя, яркая личность. Он лишь к 30 годам вышел на оперную сцену. А до этого выпускник филологического факультета МГУ успешно защитил кандидатскую и докторскую диссертации по филологии. Занимая престижную должность в Институте литературы Российской академии наук, он круто изменил свою жизнь – на равных с другими абитуриентами поступил в консерваторию и целиком отдался увлечению своей молодости. В студенческие годы на фольклорной практике Федор частенько пел под гитару в компании однокурсников. А потом случайно познакомился и подружился с профессиональным вокалистом.
- У него был низкий голос – бас-баритон. Меня настолько пленило его звучание, что я всеми клеточками своего организма почувствовал, что хочу так же петь. Стал прислушиваться к оперным певцам, учиться. Одно время даже практиковался в церковном хоре. Голос постепенно развивался, крепчал, обрастал тембровыми красками.
Именно Федору Тарасову я решил задать давно интересовавший меня вопрос: действительно ли Федор Шаляпин – великий вокалист или же это лишь устоявшийся стереотип? Блистал бы Федор Иванович на современной оперной сцене так же, как и сто лет назад?
- К сожалению, мы судим о Шаляпине не вживую, как его современники, а по записям. Но даже по записям можно понять, что Шаляпин не просто вокалист, а большой художник. Говорят, что по громкости голос у него был не очень большой. Но он мастерски умел им пользоваться для создания грандиозных образов. Именно в этом было его величие. Как художник работает кистью, красками, как писатель работает словом, так Шаляпин работал голосом. Это и позволило ему создать такие образы, на которые уже сто лет ориентируются последующие поколения певцов. Поэтому Шаляпина вполне заслуженно называют великим. Сейчас на оперной сцене много сильных, красивых голосов, но нет масштаба личности, сопоставимой с масштабом личности Шаляпина. Слушаешь иного профессионала - вроде все качественно, приятно, а душу не захватывает и куда-то в космос не уносит.
Что же касается второй части моего вопроса, то Федор Тарасов с сожалением отметил, что сейчас опера переживает непростые времена. В нее зачастую включают элементы шоу и неоправданно модернизируют классические произведения. Авторы постановок препарируют классический материал так, чтобы создать сенсацию, эпатаж. И такой подход получает все большее распространение. Поэтому в современной опере масштабные личности и не очень востребованы. Большим спросом пользуются винтики, которые безропотно встраиваются в ту эпатажную конструкцию, которую лепит режиссер.
Самому Федору Тарасову благодаря большой востребованности в оперном театре и в концертной деятельности удается избегать дешевых поделок, сохранять честь большого артиста. По-настоящему высокое искусство он представил зрителям 26-го «Шаляпинского сезона», исполнив балладу «Двенадцать разбойников». За четыре минуты солист Большого театра представил на сцене драму жизни Кудеяра от атамана разбойников до святого отшельника. И все это сочным, насыщенным красками басом.
Неизменный ведущий «Шаляпинских сезонов» в Кисловодске заслуженный деятель искусств России Борис Розенфельд на концерте рассказал зрителям, как сто лет назад, успешно закончив гастроли в кисловодском Курзале, Шаляпин направился в другое свое любимое место – в Крым. Он мечтал рядом с Гурзуфом купить скалу и построить на ней Дворец искусства, чтобы делиться с молодежью всем, что он знал и любил. К сожалению, это не удалось осуществить, но мечта осталась в его сердце на всю жизнь.
В этой связи впервые в кисловодском «Шаляпинском сезоне» принял участие вокалист с солнечного полуострова. Лауреат международных конкурсов, солист Крымской государственной филармонии Алексей Зинченко блестяще исполнил арию Дона Базилио из оперы «Севильский цирюльник». Замечательное актерское мастерство позволило крымчанину создать на кисловодской сцене настоящий мини-спектакль. Когда стихли овации, Алексей Зинченко сказал:
- Передаю вам теплый привет от русского Крыма. Железобетонный мост пока только строится, но мост между нашими душами и сердцами уже действует.
Приобщиться к высокому искусству на 26-м «Шаляпинском сезоне» решили многие известные люди. В их числе заместители председателя правительства Ставропольского края Ольга Прудникова и Ирина Кувалдина, заместители министра культуры СК Галина Павлова и Юлия Косарева, руководители и почетные граждане Кисловодска.
Вице-премьер краевого правительства Ирина Кувалдина в интервью журналистам, в частности, отметила:
- В XIX веке Кисловодск был одной из культурных столиц России. Сейчас мы возрождаем те традиции. «Шаляпинские сезоны» важны не только для Ставропольского края, но и для всей России. В них связаны воедино культура, светскость, русская традиция. В итоге получился очень красивый праздник.
- Я в полном восторге! Какие талантливые исполнители, какие великолепные песни и арии! - не смог сдержать эмоций глава Кисловодска Александр Курбатов. - Хочется пригласить весь город на эти концерты, чтобы каждый проникся этим настроением и почувствовал радость от общения с великим искусством. Очень благодарен директору музея «Дача Шаляпина» Ольге Васильевне Красниковой и неизменному ведущему Борису Матвеевичу Розенфельду за то, что на протяжении многих лет они поддерживают и развивают в Кисловодске эту традицию.
Поскольку Федор Шаляпин был не только музыкантом, живописцем, скульптором, а еще и киноактером (снялся в главной роли в двух фильмах-операх: «Псковитянка» и «Дон Кихот»), в рамках 26-го «Шаляпинского сезона» отметили и Год кино. В концертах прозвучали многие известные произведения из кинофильмов. Открыла их лирической песней Анюты из кинофильма «Веселые ребята» лауреат международного конкурса Наталья Гаворская. А перекрестный Год культуры России и Греции ознаменован открытием на территории музея «Дача Шаляпина» скульптурной композиции, изображающей Федора Шаляпина на отдыхе в Кисловодске. В реализации этого проекта ведущую роль сыграли наши земляки, греки по национальности Михаил Афанасов и Илья Илиади.
1 июля 2016 года