Художник Василий Смирнов. В его работах – радость светлого бытия и торжество жизни
Василий Иванович родился в селе Губачеве Угличского уезда Ярославской губернии, но судьба его тесно связана со Ставрополем. Все мужчины в их семье – оба деда, отец Иван Иванович, старший брат Петр – были сельскими священниками. Это определило юные годы Василия: окончив духовное уездное училище, он был направлен для продолжения учебы в Ярославскую семинарию. В 1860 году живший в нем с детских лет интерес к рисованию привел-таки юношу в Петербургскую императорскую академию художеств. Здесь за время обучения Смирнова дважды награждали серебряными медалями второго и первого достоинства за этюды с натуры. По окончании курса наук в сентябре 1870 года он получил диплом «на звание классного художника третьей степени… за отличные успехи в живописи с присвоением права на чин XIV класса».
Два года молодой живописец оставался свободным художником без постоянной работы. Средства для жизни в Северной столице приходилось добывать кистью. А когда в Ставрополе открылась вакансия учителя рисования и черчения, то в январе 1873 года Василий Иванович переехал в губернский город. Дочь художника Нина Васильевна вспоминала: «По словам отца, его соблазнила тогда регулярная ежемесячная зарплата, свободное лето – каникулы, во время которых он мечтал о путешествиях по России и загранице. Красоты гор, море, солнце хотел он видеть, но и это ему не улыбнулось в должной мере – на этюды он ездил несколько раз только на Воды. Из Ставрополя один раз в восьмидесятых годах ездил отец в Петербург, заехав в этот раз и на родину…». (Речь идет о командировке на каникулярное время 1884 года в Петербург и Москву для ознакомления с методами преподавания рисования в специальных школах. – Прим. автора.)
В Ставрополе Смирнов вел классы в первой мужской классической гимназии и реальном училище. В 1881 году Василий Иванович женился на дочери коллежского асессора Скляревского Анисье Федоровне, покорившей супруга музыкальным слухом и прекрасным голосом.
Василий Иванович отдал преподаванию сорок пять лет, всю душу вкладывая в своих учеников. Впрочем, и заботы о большой семье (восемь детей, девятый ребенок, Анечка, умерла в младенчестве от скарлатины) отнимали у него много времени. Василий Иванович вынужден был брать заказы на художественные работы, а также имел дополнительные уроки в духовной семинарии и женской гимназии.
В 1892 году Смирновы поселились на Александровской улице (сегодня ул. Дзержинского, дом 105, музей-усадьба В.И. Смирнова). От их дома в три окна с цокольным этажом, с резными ставнями, открытой галереей на деревянных столбах, от ухоженного сада с колодцем и беседкой веяло благополучием и уютом. Когда приходили гости, хозяин дома, эффектный мужчина с седой вьющейся бородой, рассаживал всех в гостиной, где стояла мягкая ореховая мебель, купленная еще в холостяцкие годы. На стенах висели его картины: «Дама с перчаткой», «Горный пейзаж», «Две головки итальянок», акварель «В чаще леса», пейзажи «Тифлис» и «Эльбрус». У зеркала стояла фарфоровая статуэтка «Мальчик с мячом». Пепельница-раковина дивной итальянской работы, говорят, считалась в семье талисманом.
Время незаметно пролетало в теплой беседе, которая часто затягивалась допоздна. Наговорившись вдоволь, гости переходили в зал и усаживались возле рояля. В то время не было электричества, и Василий Иванович придавал большое значение освещению. В гостиной висела лампа в виде белого матового тюльпана, а в зале у рояля лампа в виде шара крепилась на кронштейне. В остальных комнатах стояли подсвечники из розоватой меди. В своем письме к сестре Нине Дина Васильевна Смирнова трогательно вспоминала детство в Ставрополе: «Сегодня в Москве чудесная зима, все в инее, тихо и морозно, как когда-то давным-давно было на Рождество! Я в эти дни обхожу сердцем весь наш день прежний, как прекрасно в нем! Помнишь, как папа спускался со ступенек и шел медленно вокруг комнат, чтобы посмотреть, что мы делаем, и скажет: «Что же ты, матушка, так неудобно села, ведь свет у тебя за рукой».
К успехам гимназистов Василий Иванович относился с большим вниманием и поддерживал с ними дружеские отношения даже после выпуска из гимназии. Любимым учеником художника-педагога был Коста Хетагуров. Известный поэт, художник, публицист был привязан к семье Смирновых с юных лет. Он ежедневно бывал на квартире своего учителя, который занимался с талантливым мальчиком академическим рисунком. Позднее знакомство переросло в большую дружбу. В канун 1898 года Коста в письме к Смирновым из Петербурга прислал трогательное стихотворение «Детям В.И. Смирнова»:
Стук, стук!..
Кто там?
Отворите…
Кто ты?
Свой… Ну вот, смотрите…
Я пришел Христа пославить,
Всех вас с праздником поздравить:
Васю, Дуню, Нину, Лишу,
Гимназистов Сашу, Мишу,
Галю, строгую артистку,
И Катюшу-гимназистку:
Коли праздник – веселитесь,
А коль дело – не ленитесь!
Будьте ласковы, сердечны,
И тогда – друзья мы вечны.
А теперь за поздравленье
Дайте к чаю мне варенья!
Вышло коротко и просто…
До свиданья! Друг ваш Коста.
В 1913 году общественность Ставрополя тепло отметила 40-летие педагогической деятельности В.И. Смирнова, завоевавшего огромный авторитет и уважение своим талантом, верностью искусству и ученикам. Художник оставил необыкновенно выразительные образцы живописи и графики, выполненные акварелью, карандашом, маслом. Радость светлого бытия, торжество жизни – мотив большинства работ Василия Ивановича Смирнова. Он ушел из жизни майским днем 1922 года. Могила его на старинном Успенском кладбище, к сожалению, не сохранилась. А вот память в народе живет – такая же добрая и светлая, каким был он сам.
27 мая 2016 года

Форум «Белая акация» вновь порадовал яркой палитрой творчества
Бюджет Ставрополья прирос на 7,5 миллиарда рублей

Господдержка края позволяет гандбольному клубу «Виктор» показывать высокие результаты

Около 50 медработников Ставрополья отправились в зону СВО, чтобы спасать жизни

На Ставрополье продолжаются разнообразные творческие мероприятия «Белой акации»
