06:33, 13 мая 2016 года

Поддержка бизнеса: ожидания и реальность

Власти рассчитывают, что реестр в конечном итоге станет одним из инструментов госрегулирования отрасли, на основании которого в числе прочего малый и средний бизнес сможет адресно получать обещанную ему господдержку, рассказывает постоянный эксперт нашей правовой рубрики Роман САВИЧЕВ, который возглавляет одно из крупнейших в стране «Юридическое агентство «СРВ».

- Сегодня, к сожалению, отсутствует реальная картина о том, сколько у нас в стране предприятий и каково их состояние. Как ни печально, но все выкладки и аналитические заключения пока базируются лишь на примерных данных. Даже цифры Росстата, проводящего регулярно так называемые бизнес-переписи, отражают лишь условное положение дел, - рассуждает Р. Савичев. - Потому создание единого федерального реестра субъектов малого и среднего бизнеса решит для государства ряд проблем.

В частности, будет упрощен доступ этих фирм к госзакупкам и закупкам госкомпаний, к федеральным и региональным программам поддержки. Соответствующий статус должен автоматически избавлять некоторые предприятия от госконтроля, так как, напомню, у нас действует трехлетний мораторий на проверки «малышей». Кроме того, реестр можно будет отлично использовать для мониторинга и стимулирования развития бизнеса. Но все это реально лишь при одном условии: если он получится действительно «живым», то есть будет регулярно актуализироваться.

Реализация проекта поручена Федеральной налоговой службе совместно с Минэкономразвития РФ, она находится на стадии раз-работки соответствующей IT-инфраструктуры. Решено, что реестр будет формироваться автоматически - на основе тех данных, которые поступают налоговикам при предоставлении предпринимателями налоговой отчетности.

Что касается критериев отнесения к малому и среднему бизнесу, то вскоре они должны быть закреплены законодательно. К численности штата и выручке (сейчас это главные основания) должен добавиться ряд особых свойств конкретного вида бизнеса.

Планируется, что единый реестр будет доступен на специальном сервисе официального сайта ФНС с 1 августа 2016 года.

Но, к сожалению, многие возможности уже упущены. Например, очень сложно сделать кредиты доступными в пору финансовой турбулентности или существенно снизить налоги, когда казна остро нуждается в дополнительных поступлениях. Что касается доступа к госзакупкам, то на деле проблемно соотнести нужды крупных корпораций с государственным участием и естественных монополий с ассортиментом товаров, поставки которых можно было бы переориентировать на «малышей».

Впрочем, даже на Западе порой возникают трудности с разработкой мер поддержки малого и микробизнеса. Дело в том, что малый бизнес многочисленен и разнообразен - в каждой сфере разные приоритеты развития и проблемные точки. Например, торговые точки мечтают об ослаблении административного давления и снижении числа проверок, а производственники думают в первую очередь о льготных займах и доступе к госзаказам. Как учесть многообразие этих интересов? Ответ на этот вопрос российские чиновники пока не нашли.

Кстати, в ближайшее время российские власти намерены рассмотреть очередной пакет законопроектов для упрощения жизни предпринимателей. Среди предложений - расширение участия малого бизнеса в закупках госкомпаний, упрощение возмещения НДС экспортерам, облегчение кадрового делопроизводства на микропредприятиях и реализуемая по отдельному поручению президента реформа контроля и надзора. Если говорить о последнем пункте, то речь, в частности, идет о риск-ориентированном подходе при проведении внеплановых проверок, применении так называемых проверочных листов с наиболее существенными требованиями к проверяемым и о введении института предостережения.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Поддержка бизнеса: ожидания и реальность»
Газета «Ставропольская правда»
13 мая 2016 года