06:37, 11 марта 2016 года

Несовершеннолетним родителям обязательно будет назначаться опекун

В начале этого года вступили в силу долгожданные поправки в Семейный и Гражданский кодексы, благодаря которым в законодательстве, регулирующем в нашей стране семейные отношения, «белых пятен» стало куда меньше.

О ключевых новациях нам рассказал наш постоянный эксперт Роман САВИЧЕВ, возглавляющий одно из крупнейших на Юге России «Юридическое агентство «СРВ».

– Эти поправки были опубликованы в «Российской газете», – говорит Р. Савичев. – И отмечу, что они во многом удовлетворили ожидания юристов, поскольку содержат уточнения в действующее законодательство. Речь идет о порядке защиты семейных прав, выявления детей, оставшихся без попечения родителей, а также порядке их временного устройства.

На мой взгляд, в числе значимых сразу стоит назвать нововведения, касающиеся прав несовершеннолетних родителей, не достигших 16 лет. Законодатель постарался в той или иной мере обезопасить их ребенка и не оставлять его, скажем так, один на один с малолетними родителями. Ведь, к сожалению, сколько ужасающих историй об их невнимательном или даже нерадивом отношении к собственным детям регулярно рассказывают СМИ – и нередко все заканчивается трагедиями. Потому теперь закон требует обязательного назначения ребенку несовершеннолетних родителей (ранее он назначался по усмотрению органов опеки) опекуна, который вместе с матерью и отцом будет отвечать за воспитание малыша. Опекун призван помочь и во многих бытовых моментах – например, получить пособие на ребенка, оформить его в медицинское учреждение или в детский сад. Опекунство будет сниматься в тот момент, когда обоим родителям исполнится 16 лет. Разбираться в разногласиях, возникающих между опекуном и несовершеннолетними родителями, предстоит органам опеки и попечительства, поясняется в новой редакции Семейного кодекса РФ.

Еще одна «перестраховка» властей получила воплощение в виде расширения и ужесточения перечня оснований для лишения одного или обоих родителей родительских прав. Отныне в нем значится совершение умышленного преступления против жизни или здоровья другого родителя ребенка или иных членов семьи. По большому счету, эта мера направлена на предотвращение семейного насилия. Проще говоря, теперь остаться без родительских прав можно за избиение тещи, тестя или других членов семьи. Такие же последствия ждут и родителя-дебошира, который не состоит в браке.

В то же время появился важный нюанс. Если родители помирились, то достаточно лишь письменного согласия от того, с кем остался ребенок, – и лишенный прав сможет снова встречаться с малышом.

Важно, что поправки наконец исключили существовавшие противоречия между Гражданским и Семейным кодексами – в каждом из них несколько разнились нормы по поводу расторжения брака. К примеру, если Семейный кодекс был направлен на сохранение семьи или учитывал интересы второй стороны, то по другим нормам недовольному браком, скажем так, давалась полная свобода при отстаивании своих интересов, и он мог не оглядываться на сопутствующие обстоятельства. Теперь же новый закон четко определил: муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности супруги и в течение года после рождения ребенка. Кроме того, в законе появилось уточнение, что, если один из супругов уклоняется от подачи заявления на расторжение брака, процедура производится в судебном порядке.

Существовали также противоречия Семейного кодекса и федерального закона об актах гражданского состояния. Представьте, под уклонением от расторжения брака в ЗАГСе кодекс понимал в том числе «нежелание явиться для госрегистрации расторжения брака». В то же время по закону об актах гражданского состояния расторжение брака и госрегистрация его расторжения производятся в присутствии хотя бы одного из супругов по истечении месяца со дня подачи супругами совместного заявления о расторжении брака. Получалось, что отсутствие другого супруга, не желающего явиться именно для регистрации расторжения брака (а не для подачи совместного заявления о расторжении брака), не имеет никакого правового значения.

Нужно также сказать, что поправками в Семейный кодекс РФ теперь в принципе уточнен круг вопросов, которые регулирует этот документ. В частности, как и раньше, это общие вопросы заключения и расторжения брака, имущественных отношений супругов и устройства в семьи приемных детей. Также согласно новой редакции семейное законодательство устанавливает порядок защиты семейных прав, определяет, как выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, и каким образом устраивать их на постоянное или временное проживание в семьи или организации для детей-сирот.

Напоследок отмечу, что поправки не решили всех проблем. И судя по выступлениям в СМИ наших законодателей, модернизация Семейного кодекса должна продолжиться. В частности, у многих есть желание наделить родителей, скажем так, презумпцией невиновности, исправив тем самым нынешнее положение дел, когда по сугубо формальным причинам органы опеки могут изымать из семей детей. К слову, сегодня вторгаться в жизнь семьи вправе также полиция, администрации детских садов и некоторые другие ведомства. Они могут почти беспрепятственно попадать в квартиры, отбирать детей, устанавливать за ними контроль, применять меры индивидуальной профилактической работы с родителями, ставить семью на учет, навешивать на нее ярлык семьи, находящейся в социально опасном положении. И я также надеюсь, что уже в этом году будут более четко прописаны взаимоотношения между семьей и государством.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Опекун для мамы и папы»
Газета «Ставропольская правда»
11 марта 2016 года