Кто и каким образом защищает жителей Ставрополья от современных угроз?
– Юрий Алексеевич, череда новогодних и рождественских праздников как-то заставила всех позабыть о том, что одним из последних указов в прошлом году Президент России утвердил обновленный вариант Стратегии национальной безопасности. С чем это связано, на ваш взгляд?
– Действительно, Президент РФ В. Путин подписал этот Указ 31 декабря 2015 года. Хотя работа над новой Стратегией продолжалась довольно долго. С чем это связано, думаю, понятно. В мире происходят стремительные перемены, и появляются угрозы, международные и внутренние, о которых мы еще недавно попросту не ведали. В обновленном варианте Стратегии нацбезопасности расширен список угроз для нашей страны, в него добавились, например, так называемые «цветные революции», пропаганда экстремизма, терроризма, сепаратизма. И названы главные стратегические задачи, среди которых укрепление обороноспособности страны, государственной и общественной безопасности, повышение качества жизни россиян, экономический рост, развитие науки, технологии, образования, здравоохранения, культуры, экологии. Отмечу, что этот документ не секретный и любой желающий может познакомиться с содержанием Стратегии национальной безопасности страны. Самое же главное, на мой взгляд, в ней определены конкретные задачи для всех федеральных министерств, правоохранительных органов, а также региональных и муниципальных властей. Таким образом, учитывая масштабность выдвинутых задач, можно говорить, что наступивший год является переломным для всех, кто непосредственно связан с выполнением этих задач, в том числе и для представителей региональной власти в нашем крае.
– А насколько обеспечена общественная безопасность на Ставрополье? И каковы здесь главные угрозы?
– Мы все помним о страшных терактах в городах Кавказских Минеральных Вод и Буденновске. В июне прошлого года, как вы помните, в этом городе прошли поминальные мероприятия, посвященные трагедии 1995 года. А кроме этого были на Ставрополье и захваты заложников, и очень тревожная ситуация на границе региона в период вооруженного конфликта в Чечне. К счастью, все это в прошлом. Минувший год прошел спокойно. Но успокаиваться и забывать о существующих угрозах ни в коем случае нельзя. Именно для этого разработан и выполняется Комплексный план профилактики терроризма, экстремизма и идеологии терроризма на территории Ставропольского края. Он рассчитан на период до 2018 года. Реализуем его совместно с правоохранительными органами, представителями муниципальной власти, а также национально-культурными и религиозными организациями. Регион наш, как известно, многонациональный. А это создает дополнительные сложности, поскольку любая драка или конфликт на бытовой почве могут очень просто быть раздуты до масштабов межнационального противостояния.
Так уж сложилось исторически. Мне доводилось, например, изучать архивные документы, относящиеся еще к 20-м годам прошлого века, когда советская власть в здешней губернии только устанавливалась. И тогда было то же самое: повздорили односельчане из-за земли или пьяные подрались, и, если в этих конфликтах люди разных национальностей участвуют, тут же звучал призыв «наших бьют!» и мелкая ссора перерастала в серьезное противостояние между представителями разных религий, культур или народностей. Очень это сложная и деликатная тема – межнациональное согласие. В прошлом году в регионе зарегистрирована 201 конфликтная ситуация на бытовой почве, которые могли перерасти в межнациональные конфликты. К счастью, этого не произошло благодаря совместным действиям правоохранителей, органов местного самоуправления и национально-культурных общественных объединений.
– Я вспоминаю громкие конфликты в Минеральных Водах. Например, драку в кафе «Опера», о последствиях которой и наша газета сообщала. А удалось ли жесткими административными методами, которые применили тогда власти края, навести порядок в питейных заведениях?
– Да, удалось. Об этом можно судить по заметному снижению уровня уличной преступности в крае, меньше стало и преступлений, которые совершаются пьяными людьми. Да и город Минеральные Воды перестало лихорадить от ночных мордобоев, которые еще недавно были там весьма распространенным явлением. Вы наверняка помните критику в адрес краевых властей за то, что они якобы «зажимают и разоряют бизнес». А ведь речь шла всего лишь о соблюдении элементарных административных регламентов. А проще говоря, бизнесменов, зарабатывающих на ночных питейных заведениях, мы всего лишь поставили в определенные рамки. Раз уж вы намерены получать прибыль и в дальнейшем, тогда будьте добры обезопасить своих посетителей: заключите договоры с охранными предприятиями, установите видеонаблюдение, кнопки тревожных вызовов. И работайте дальше. Как показывает практика, вполне разумный и действенный подход. Хотя проблемы в кафе и ресторанах еще бывают. Вот буквально только что мне на мобильник пришло сообщение о драке со стрельбой из травматического оружия в кафе села Правокумского. Аналогичная информация поступает губернатору края в режиме онлайн. Главное управление МВД по региону незамедлительно информирует его обо всех резонансных преступлениях, происходящих на Ставрополье. Что же, будем разбираться и с этим кафе. Совместно с правоохранительными и контрольными органами проверим там систему безопасности. Я не исключаю, что при наличии веских оснований кафе будет закрыто. Да, жестко, но, по-моему, справедливо.
– Вообще-то, проблему пьянства когда-то в стране тоже пытались решить запретами. Виноградники вырубали, потом вытрезвители закрыли...
– Да, согласен, очень сложная проблема. Кстати, что касается вытрезвителей, мы сейчас изучаем опыт Татарстана, где подобные заведения возродили. Но на совершенно новой основе – местная полиция к ним никакого отношения не имеет, они в ведении общественных негосударственных организаций. Работают на коммерческой основе. Любому подвыпившему, который туда попадает, гарантированы медицинская помощь и ночлег в цивильных условиях. За определенную плату, естественно. Если казанский опыт пройдет удачно, попробуем внедрить его в нашем крае. Конечно, если найдутся у нас предприниматели и общественники, готовые развивать такие бизнес-вытрезвители.
– Очень многие проблемы, о которых мы говорим, напрямую связаны с недостатками или недоработками в системе воспитания современной молодежи. Как часто приходится сталкиваться с этим, анализируя состояние общественной безопасности в нашем крае?
– К сожалению, нередко. В том числе это неоднократно отмечалось и на заседаниях межведомственного совета при правительстве края по информационному противодействию экстремизму и терроризму. Откройте Интернет, где современная молодежь черпает информацию. Мы анализировали работу более 100 сайтов и еще 50 печатных СМИ. По результатам этого мониторинга в прокуратуру края в прошлом году направлено 74 материала, возможно, содержащих признаки экстремизма. В 2015 году впервые на системную основу поставлена работа по предупреждению экстремизма в образовательных организациях Ставрополья. Внесены изменения в планы воспитательной работы в вузах, средних учебных заведениях. Их цель – гармонизировать межэтнические и межконфессиональные отношения, предупредить возникновение конфликтов на религиозной почве. В этой работе принимают участие многие руководители исполнительной и законодательной власти, в том числе и губернатор края В. Владимиров, который встречался со студентами ведущих вузов региона.
В этой связи мы возлагаем большие надежды на религиозных лидеров. В сентябре прошлого года подписано соглашение с Духовным управлением мусульман края, там создан консультативно-общественный совет, который в основном работает с молодежью, пропагандируя традиционные ценности ислама. Для чего это нужно? У современной молодежи попросту нет ни жизненного опыта, ни необходимых знаний, чтобы противостоять открытой пропаганде различных «халифатов», которые в последнее время активизировались во Всемирной сети. Напомню также, что в прошлом году принят краевой Закон «О миссионерской деятельности на территории Ставропольского края». В нем определены условия и порядок работы миссионеров, которые подчас приезжают в наш регион отнюдь не с благими намерениями, а для вербовки молодых душ. Внесены также изменения в государственную программу края «Межнациональные отношения, профилактика терроризма и поддержка казачества». Их цель – подключить к этой работе широкую общественность, национально-культурные объединения. Мы также рассчитываем на поддержку ученых, журналистов, блогеров и пользователей социальных сетей нашего края. Кстати, в межведомственном совете по информационному противодействию экстремизму и терроризму образована рабочая группа из таких специалистов. В крае реализуется сразу несколько программ по информационному противодействию терроризму, обеспечению общественного порядка, профилактике правонарушений.
– Само понятие «общественная безопасность» очень многогранно. Какими проблемами еще приходится заниматься?
– В крае создается современная система «Безопасный город (село)», которая позволяет, в том числе при помощи видеонаблюдения, оперативно реагировать на различные правонарушения, находить и наказывать виновных. В прошлом году на Ставрополье сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений. По-прежнему в сфере постоянного внимания правоохранительных органов и исполнительной власти края борьба с наркоманией и незаконным оборотом психотропных средств. Благодаря принятым мерам в крае удалось снизить количество дорожно-транспортных происшествий, создана достаточно действенная система оказания помощи пострадавшим в авариях. Борьба с коррупцией тоже под пристальным вниманием правоохранительных органов и исполнительной власти. В прошлом году выявлено 253 случая взяточничества. Все виновные понесли наказание по закону.
– А как показали себя добровольные народные дружины, которые создавались в крае несколько последних лет?
– Сейчас в крае на дежурства выходят около трех тысяч народных дружинников. Они все официально зарегистрированы, имеют удостоверения. Очень хорошо себя показали в этой работе наши казаки. Там, где они патрулируют улицы совместно с полицией, как правило, соблюдается порядок. Студенчество тоже активно участвует в этой работе, контролируя ситуацию в общежитиях и на различных молодежных мероприятиях. Эффект есть, даже несмотря на то что дружинники не получают никакого материального вознаграждения. Порой участники народных дружин восполняют дефицит личного состава патрульно-постовой службы полиции. А вообще, есть цель создать такие добровольные отряды общественности во всех муниципальных образованиях края.
– Много ли происшествий по линии МЧС?
– Серьезных техногенных катастроф в минувшем году не было, несмотря на то что в крае работает несколько крупных предприятий химической отрасли, представляющих потенциальную опасность. Что касается чрезвычайных происшествий природного характера, то тут все связано с сезонными факторами. Предстоящей весной, например, стоит готовиться к паводку. В этой связи тревогу вызывает состояние дамб на водных объектах, дело в том, что многие эти сооружения из-за ведомственной несогласованности порой бесхозны. А попросту говоря, трудно бывает найти те организации, которые отвечают за ремонт и обслуживание этих сооружений. К сожалению, ливни и градобой тоже достаточно частые явления в нашем крае. И каждый год от этого страдают владельцы частных домов в сельской местности. Да, правительство края оказывает им помощь в ремонте, исходя из бюджетных возможностей. Но возможности эти не безграничны. При этом ежегодно на заседаниях комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций приходится констатировать: не прижилась в регионе привычка страховать свое жилье от несчастных случаев. К сожалению, не прижилась.
– Вопросы призыва на военную службу, а также взаимодействия органов власти с командованием воинских частей, дислоцированных в нашем крае, тоже связаны с обеспечением безопасности?
– Безусловно. Я сам в прошлом военный человек. И могу говорить вполне определенно, что армия обеспечивает не только силу государства, но и покой, уверенность для его граждан. В прошлом году по призыву ушли служить в Вооруженные силы 3334 жителя края. Многие наши призывники пополняют личный состав элитных частей, служат, например, в Президентском полку, в частях ВДВ, на флоте. И, как правило, мы получаем о них очень хорошие отзывы командиров. К тому же среди молодежи все популярнее становится служба по контракту. Ее тоже выбирают многие ставропольчане. Подготовка к службе – это пока проблема, поскольку еще в 90-е годы прошлого века рухнула такая мощная организация по подготовке будущих солдат, как ДОСААФ. Сейчас ее приходится возрождать. В этом плане достаточно интересный опыт мы приобрели, сотрудничая с командованием 247-го гвардейского десантно-штурмового полка. На его базе удалось организовать подготовку 200 призывников из нашего края. Все они затем были призваны в различные подразделения Воздушно-десантных войск. И, думаю, этот опыт будет продолжен.
9 февраля 2016 года