В Изобильненском районе ликвидировали очередь в детские сады
Выступая на страницах нашей газеты ровно год назад, в октябре 2014 г., заместитель председателя правительства края Ирина Кувалдина коснулась истории вопроса. Вот что она тогда сказала:
- Расширением сети детских садов на Ставрополье краевое правительство озаботилось еще в 2008 году. Анализ ситуации показал, что более двухсот дошкольных учреждений к тому времени были закрыты или перепрофилированы. Очередь же в детские сады составляла более 40 тысяч ребятишек...
По словам зампреда ПСК, главный прорыв в деятельности краевых властей, направленной на решение проблемы, произошел, когда в 2012 г. один из майских указов президента поставил перед субъектами Федерации задачу к 2016 г. обеспечить местами в дошкольных учреждениях всех нуждающихся в этом детей в возрасте от трех до семи лет.
Сегодня, по данным министерства образования и молодежной политики СК, актуальный спрос на места в детских садах для детей из этой возрастной категории составляет 2 тысячи. И, как сообщила нашему корреспонденту первый заместитель министра образования СК Наталья Лаврова, планируется до конца текущего года эту потребность закрыть. Причем в ряде районов края очередь уже ликвидирована: все малыши от трех до семи, нуждающиеся в этом, посещают детский сад.
Одна из таких территорий - Изобильненский район, который может служить примером того, как краевые и муниципальные власти во взаимодействии решают непростые актуальные задачи.
34 дошкольные образовательные организации (ДОО) здесь посещают 4370 ребятишек. Это 65,8 процента от общего числа детей дошкольного возраста, проживающих в Изобильненском районе. Как уже было сказано, в очереди на определение в детсад малышей в возрасте от трех до семи лет нет.
Самыми крупными событиями последнего времени в местном дошкольном образовании начальник отдела образования Изобильненского муниципального района Григорий Мартиросян называет строительство нового детского сада № 7 на 160 мест в г. Изобильном (открыт в декабре 2014 г.) и реконструкцию детского сада № 31 на 95 мест в х. Спорном (открыт в декабре 2013 г.). Оба объекта были включены в краевую целевую программу «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений в Ставропольском крае на 2013 - 2015 гг.». Работы велись на основе софинансирования из краевого и муниципального бюджетов с большим перевесом краевых средств.
У обеих ДОО своя история. Детский сад № 7 находится за железнодорожным переездом, в микрорайоне, который горожане называют «Южный». Переезд как бы делит Изобильный на две части, и так сложилось, что в Южном располагалось лишь одно дошкольное учреждение, которое не могло принять всех детей. Родители возили малышей на личном или общественном транспорте в другую часть города, что (учитывая еще и железнодорожный переезд) было крайне неудобно.
Теперь проблема решена, и не просто «количественно» (новые места), но и качественно. ДОО № 7 - детский сад, построенный по новому современному проекту, - ничем не отличается от дошкольных учреждений, введенных в строй за последние годы в краевой столице. Красивое двухэтажное здание общей площадью 4300 квадратных метров. В каждой группе несколько помещений: столовая, игровая, спальня, отдельные санузлы для мальчиков и девочек. Большой медицинский кабинет с двумя изоляторами, современный пищеблок. Кроме спортивного и музыкального залов в детском саду № 7 есть также плавательный бассейн.
Имеются все возможности для организации предметно-пространственной среды, как того требуют новые стандарты дошкольного образования.
Здание ДОО № 31 на хуторе Спорном после реконструкции также выглядит современным и благоустроенным и снаружи, и внутри. Особенно если вспомнить предысторию этой реконструкции.
Детский сад был открыт в хуторе в 1985 г., закрыт в 1992 г. (в связи с упадком рождаемости, как говорится в одном из документов). Затем два десятка лет здание пустовало и разрушалось. Когда рождаемость выросла и жители Спорного стали обращаться к местным и краевым властям с просьбами о реконструкции или о строительстве нового дошкольного учреждения, от старого оставались только стены. Так что вхождение в краевую целевую программу помогло не просто реконструировать корпус детского сада, но, скорее, возродить его заново. Это не только решило «дошкольную» проблему в Спорном, но и высвободило места в детских садах Изобильного, куда хуторяне раньше возили своих детей.
И тут, думается, нужно отдать должное руководству Изобильненского района. Средства из краевого бюджета на строительство и реконструкцию дошкольных учреждений не свалились в район просто так, сами по себе. Чтобы объекты включили в краевую целевую программу, руководству района нужно было проявить деловую активность. И не просто подать заявку в профильное министерство, но и обосновать перед краевой конкурсной комиссией с участием представителей минобра, минфина, минстроя актуальность проблемы, а также и свои возможности участвовать в ее решении. А под лежачий камень, как известно, вода не течет...
Реализуют в районе и другие варианты сокращения дефицита мест в ДОО. За счет более эффективного использования помещений в детских садах (где это было возможно) в 2011 - 2013 гг. открыли более трехсот мест дополнительно. В 2014 г. после соответствующей перепланировки и переоборудования пустующие помещения начальной школы станицы Филимоновской стали блоком детского сада, и туда пришли 20 малышей.
- Понимая, как важна для семьи подготовка ребенка к школе, - говорит главный специалист Изобильненского отдела образования Наталья Чернова, - мы рассматриваем самые разные пути решения вопроса.
На базе дошкольных учреждений созданы разновидовые группы. Это пять групп кратко-временного пребывания по предшкольной подготовке для 80 детей, консультационные пункты в целях оказания методической, консультативной и диагностической помощи семьям, где есть дошкольники, не посещающие детсад. Для ребятишек, проживающих в селе Найденовском и в хуторе Беляеве, где отсутствуют дошкольные учреждения, организована работа мобильных выездных служб. Педагоги детского сада № 27 проводят здесь с дошкольниками занятия, а также оказывают консультативную помощь по различным вопросам их родителям...
*****
Сегодня одной из важнейших целей дошкольного образования является создание равных стартовых возможностей для детей перед поступлением в школу - вне зависимости от степени материальной обеспеченности их семей и места проживания.
Направлены на это и федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), внедрение которых идет в дошкольных учреждениях края. Только в 2015 г. на финансирование ФГОС дошкольного образования из краевого бюджета выделено более 3 млрд рублей, такая же сумма заложена и на год 2016-й.
Средства расходуются на переобучение воспитателей и руководителей ДОО и оплату их труда. (На сегодняшний день в Ставропольском краевом институте развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования прошли обучение по новым ФГОС 8751 педагог-«дошкольник».) В рамках стандартов финансируются краем и так называемые учебные расходы: приобретение игрового развивающего оборудования и т. д.
В Изобильненском районе переподготовку по ФГОС дошкольного образования прошли все руководители дошкольных учреждений и более половины педагогов.
Стандарты ставят перед работниками детских садов много новых задач. Эти ФГОС называют «стандартами поддержки разнообразия детства». Во главу угла поставлено развитие ребенка - преимущественно в игровой деятельности (а не на занятиях, напоминающих школьные уроки). Малышу должно быть интересно познавать окружающий мир, и этот интерес потом станет стимулом к обучению в школе. Участником образовательного процесса должна стать и семья дошкольника.
Все это требует от педагогов ДОО большой перестройки, в том числе психологической.
Есть, однако, в районе дошкольные учреждения, где введение ФГОС стало продолжением собственной многолетней деятельности. Это, например, детский сад № 14 г. Изобильного. Заведующая Людмила Орехова рассказала, что еще в 90-е годы и сама она, и воспитатели учились работать по развивающим программам российских ученых, педагогов-новаторов Эльконина и Давыдова; знания и навыки потом передавали молодым коллегам. Так что в традициях «поддержки разнообразия детства» здесь трудятся давно. В рамках ФГОС воспитатели могут разрабатывать собственные развивающие программы, и в детском саду № 14 это широко практикуется, есть авторские программы по сказкотерапии, конструированию, хореографии и т. д.
Сложнее с оборудованием. Интерактивные доски и столы в районах достались пока в основном ДОО, участвующим в экспериментальном проекте на базе краевого института развития образования. Но можно вставить флешку с развивающим контекстом в телевизор.
Было бы желание работать...
14 октября 2015 года