06:20, 2 октября 2015 года

Проект «Уроки рисования и чистописания Василия Смирнова» отмечен премией «Александр Невский»

Это открытый творческий конкурс, призванный, по замыслу организаторов, поддержать интерес наших соотечественников к истории своей Родины, к лучшим музейным мемориальным проектам и литературным произведениям, посвященным героям нашей истории. Учредителями премии являются Союз писателей России и ОАО «Талион», одно из направлений деятельности которого связано с инвестиционными проектами по реконструкции и реставрации расположенных в центре Санкт-Петербурга памятников куль­тур­но-исторического наследия.

Конкурс проводится уже одиннадцатый год благодаря финансовой продержке главы названной фирмы, ставшего по велению души меценатом. (Вот пример для наших ставропольских бизнесменов!) У конкурса два направления - историко-ли­те­ратурное и историко-музей­ное. Ежегодно из поступающих заявок отбирается по девять претендентов на победу. В 2015 г. на конкурс поступил 51 музейный мемориальный проект. Среди участников Государственный музей В. Маяковского (Москва), Российский государственный архив социально-по­ли­тической истории, Государственный мемориальный музей А. Суворова (Санкт-Петербург), Красноярский краевой краеведческий музей, Астраханский государственный объединенный исто­ри­ко-архитектурный музей-за­поведник и другие. В отобранный экспертами список из девяти номинантов вошел и ставропольский проект «Уроки рисования и чистописания Василия Смирнова».

- Номинация нашего диплома называется «Творцы» - в честь тех, кому посвящена выставка, среди ее главных персонажей наряду с Василием Смирновым был его знаменитый и любимый ученик Коста Хетагуров, - поясняет недавно побывавшая в Санкт-Петербурге по приглашению учредителей конкурса руководитель творческой группы проекта, заведующая отделом экс­позиционно-выставочной работы му­зея-заповедника Алла Макодзеба. - В целом очень приятно было ощутить такое большое внимание к нам, музейщикам, со стороны организаторов, предоставивших возможность посетить замечательный исторический город Санкт-Петербург. Глава «Талиона» Александр Ебралидзе лично провел с уча­стниками-финалистами целый день, было очень интересное общение с коллегами из других регионов России.

Победителем конкурса признан проект «В штабах Победы» Российского государственного архива социально-политической истории, на втором месте - проект «Триумвират Николаев» содружества трех музеев - Ярославской области, городов Саратова и Нижнего Новгорода, посвятивших его трем известным литераторам - Добролюбову, Чернышевскому и Некрасову. Третье место заняла библиотека города Вилюйска с проектом по истории якутской письменности. Можно сразу заметить, насколько широки и диапазон коллективов-участников, и круг тем, затрагиваемых конкурсными работами.

- Над проектом «Уроки рисования и чистописания Василия Смирнова» работал большой творческий коллектив наших сотрудников, - рассказывает Алла Петровна. - А идея принадлежит директору музея-заповедника Никалаю Охонько, который ее не только задумал, но и сумел вдохновить коллектив. Эту выставку можно сравнить с яркой кометой на музейном небосклоне: в своем стационарном виде она работала не очень долго, в течение двух месяцев, но ее «хвост» до сих пор продолжает светиться - созданный затем передвижной вариант экспонируется по музеям края, выставка уже побывала в восьми районах.

Едва появившись, экспозиция сразу удивила своим «немузейным» названием, в котором, по сути, заложена серьезная философская глубина проекта. Тут стоит немного напомнить историю конца девятнадцатого - начала двадцатого века. Василий Смирнов по окончании Санкт-Петербургской академии художеств приехал в Ставрополь работать учителем рисования в мужской гимназии, кроме того ему были поручены и уроки чистописания, требовавшие не только знания правил русского языка, но и выработки каллиграфического почерка. В Ставрополе Василий Иванович прожил всю свою жизнь, создал здесь семью, было у него девять детей и много-много учеников. Среди самых выдающихся его воспитанников - осетинский мальчик Коста Хетагуров, известный теперь не только как поэт, но и первый профессиональный художник Осетии. Учитель и ученик были настолько привязаны друг к другу, что Коста даже жил в семье Смирновых, рос с их детьми.

В художественном наследии В.И. Смирнова предположительно насчитывается более пятисот произведений. В музее-заповеднике хранится 210 работ. В их числе немало интересных рисунков, набросков, эскизов, этюдов, картин. Он работал в портретном и пейзажном жанрах, пользуясь разнообразными приемами масляной живописи и пастели, карандашного рисунка и акварели, применял смешанную технику.

Разработка проекта включала в себя целую цепочку равно важных этапов - от осмысления научной концепции и художественного оформления до непосредственной подготовки экспонатов (с предварительным анализом музейных фондов), а также сопутствующего рекламного продукта, афиш, календариков, блокнотов, линеек, даже прописей. Для посетителей музейщики придумали проводить, по сути, экзотичный по нынешним временам конкурс «Пиши красиво», была приготовлена даже специальная доска, как в старых гимназиях! Кроме традиционных экскурсий в программе были организуемые совместно с Союзом художников и краевым художественным училищем творческие встречи и мастер-классы, уроки каллиграфии. На мониторах демонстрировались работы В. Смирнова. Все это плоды вдохновенного труда ведущего методиста Елены Елагиной, сотрудника отдела фондов Ольги Нафталиевой, научных сотрудников отдела истории Снежаны Бородиной и Марии Гордылевой, завотделом природы Веры Данилевич (выступившей в роли ведущей занятий «Учусь рисовать, люблю Смирнова»), художника-оформителя Ольги Орловой, завотделом культурно-образовательной деятельности Марины Чесняк, а информационно-техническую базу обеспечивал Игорь Кравцов, он же подготовил 3D-версию экспозиции, передвижную выставку сейчас курирует замдиректора Наталья Еремеева.

Все было сделано не просто основательно, но и с подлинным вкусом и даже этаким историческим шармом. Попробуйте-ка разъяснить современным детям само слово «чистописание»... Музейщики рассказывали ребятам, как согласно старинным инструкциям учитель должен был посадить ученика за парту, как ученик должен держать спину, с каким наклоном держать перьевую (!) ручку, как макать ее в чернильницу, когда нажать на нее сильнее, когда - слабее, используя при этом канувшую ныне в Лету промокашку... Все это, конечно, оказалось чрезвычайно познавательно, юные ставропольцы с таким искренним любопытством расспрашивали, что за чудо такое - чернильница и промокашка, а уж перьевая ручка и вовсе представлялась им чем-то почти доисторическим... Алла Петровна вспоминает, с каким удовольствием многие даже взрослые экскурсанты усаживались за настоящие школьные парты середины двадцатого века. Тут следует добавить, что интерактивные элементы давно и прочно вошли в арсенал музейной работы, вызывают живой отклик аудитории: эмоциональное восприятие существенно дополняет то, что устно произносит экскурсовод.

По мнению специалистов, выставка «Уроки рисования и чистописания Василия Смирнова» немало способствовала оживлению интереса к уникальному наследию талантливого живописца и педагога, связанным с его именем страницам художественного процесса на Ставрополье. И вовсе не случайно она была замечена на общероссийском уровне в таком престижном конкурсе, как «Александр Невский». Ну а для самих музейщиков успех этот, несомненно, станет стимулом в их новых творческих поисках.

«Что такое чернильница? А промокашка?»
Газета «Ставропольская правда»
2 октября 2015 года