06:43, 15 сентября 2015 года

Реанимационно-анестезиологической службе Ставропольской больницы скорой медицинской помощи исполнилось 30 лет

Ординаторская здесь (святая святых каждого отделения больницы) в рабочее время пустует. Однако...

- А у нас всегда так, - объясняет заведующая отделением анестезиологии и реанимации № 1 Ставропольской городской больницы № 4 (официально - городской клинической больницы скорой медицинской помощи), врач высшей категории Марина Костровская.

А что вы хотели, если у врачей этого отделения рабочее место возле пациента. В ординаторскую забегают только оформить документы. Про «чаю попить» спрашивать, понятное дело, бесполезно. Утром анестезиологи расходятся на операции в другие отделения хирургического профиля. Больные их боготворят, может, и больше хирургов. Не зря же - по себе знаю - только заселишься в палату, задаешь вопросы уже прооперированным: кто наркоз давал, а он хороший? Самочувствие во время и после операции и есть дело анестезиологов.

Реаниматоры занимаются другим. Они круглосуточно возле больных, которым так плохо, что отступать дальше в этой жизни некуда.

Спрашиваю у завотделением:

- Профессий вроде две получается?

- Нет, - отвечает она. - Профессия одна. Врач анестезиолог-реаниматолог в отличие от узкого специалиста занимается не одной патологией, а сразу всеми функциями организма. Чтобы он функционировал как единое целое.

Кстати сказать, а как сама Марина Костровская попала в профессию? Оказалось, просто. Девочке из семьи, в которой три поколения отдали жизнь служению медицине, идти, кроме как в мед-институт, было просто неприлично. Мама - торакальный хирург, папа - врач-инфекционист милостью Божией, завотделением инфекционной больницы, заслуженный врач России. Марина Костровская начинала санитаркой, потом совмещала учебу в мединституте с дежурствами медсестрой и анестезисткой. С 1997 года она работает в отделении анестезиологии и реанимации № 1.

Врачи здесь всегда были классные. Жаль, что обо всех не расскажешь, но двух докторов не могу не вспомнить. Это Аркадий Форсиков, ранее заведовавший отделением, и Александр Приходько, который и до сих пор работает в отделении. Однажды поплохело мне так, что оказалась я на девять дней без сознания именно здесь. Профессионализму всех сотрудников отделения и необыкновенному мастерству и чутью именно этих двух докторов я обязана жизнью.

- А что отличает реаниматора от других врачей? - спрашиваю у Марины Костровской.

- Наверное, особое чутье - чутье спинным мозгом, который-то по определению ничего чувствовать не может. Это когда ты отвернулся от больного, и вдруг спиной понимаешь, что что-то не так: аппаратура еще не сработала, а врач уже чувствует.

- А этому можно научиться?

- Нет. Это или есть, или нет.

Отделение № 1 стало своеобразной школой профессии. В 1990 году было открыто отделение реанимации № 2 в родильном доме, туда перешла часть анестезиологов. В 1991 году на базе отделения № 1 начала работу кафедра анестезиологии и реанимации факультета постдипломного образования медакадемии. С этого момента огромный труд по освоению новых методов лечения, ведению больных совместно с врачами берет на свои плечи заведующая кафедрой доцент Ирина Гольтяпина.

Многопрофильность патологии больных, которые попадают в это отделение (здесь, кстати, 15 коек и 13 операционных), делает - и уже сделала - врачей уникальными специалистами. Многие из них нашли работу в краевых медучреждениях, в московских медицинских центрах. На их место приходят новые врачи, проходят ту же школу (о ее наличии уже можно говорить уверенно) и становятся классными анестезиологами-реаниматологами. Приведу только один пример. Он поистине уникальный. Больной провел на аппарате искусственной вентиляции легких два (!) месяца. И не только выжил, что уже нетривиально, но и сохранил интеллект.

Сейчас в отделении работает слаженный коллектив.

- Большинство докторов - молодые перспективные специалисты, - констатирует М. Костровская. - Но мы, старшие и опытные, всегда рядом, в совете и помощи никогда не отказываем. Ведь одно дело делаем.

…Два круглосуточных поста, на которых безотлучно врачи. И, конечно, медсестры - Татьяна Прищепа, Сагида Аджиева, Валентина Суровикина, Елена Петрова, старшая медсестра Светлана Кобзева.

И еще об одном направлении работы всей больницы скорой помощи нельзя не сказать. С

1 января 2011 года в Ставропольском крае внедрена программа оказания специализированной помощи пострадавшим в ДТП.

- В связи с этим в больнице, - говорит заместитель главного врача по медчасти Александр Бодулин, - открылось два новых отделения: противошоковое и отделение сочетанной травмы. В нашей больнице больные с травматическими повреждениями - это 25 процентов всех госпитализируемых.

При сочетанной травме повреждается две и больше областей тела или органов. Чтобы помочь человеку, четко должна работать система из трех составляющих - догоспитальная помощь, операция в специализированном отделении, ведение больного в отделении реанимации. Все это действует в Ставропольской больнице скорой медицинской помощи.

- Есть так называемый «золотой стандарт», или «золотой час», когда помощь медиков будет максимально эффективна, - продолжает Марина Костровская. - Если она не оказана в это время после травмы, погибает до 30 процентов больных, а через несколько дней или даже недель еще 20 процентов. Именно в течение часа после получения травмы у человека должны быть восстановлены жизненно важные функции.

На «золотой стандарт» в оказании медицинской помощи работает весь коллектив больницы. Здесь есть даже реанимобиль класса С, оснащенный специальным новейшим оборудованием для оказания специализированной помощи уже на месте происшествия. Именно на нем врачи и медсестры отделения анестезиологии и реанимации выезжают на место ДТП. Все они прошли углубленную подготовку. Результат - 88 процентов пациентов были доставлены в стационар в течение часа после травмы.

- Марина, а каков ваш «золотой стандарт»?

- Работать честно…

…Шестилетняя дочь Марины Костровской тоже мечтает стать врачом. Пятое поколение остается верным семейной профессии.

«Золотой стандарт Марины Костровской»
Газета «Ставропольская правда»
15 сентября 2015 года