06:33, 25 августа 2015 года

Земельный вопрос – фактор нестабильности на востоке Ставропольского края

Что стало причиной для взрыва ненависти, сегодня уже могут сказать только представители одной из сторон. Однако то, что нападавшие сделали с Сулеймангаджиевым, приводит в ужас. Как пояснил глава местной дагестанской общины Микаил Алиев, который успел с земляком пообщаться, пока тот еще был в сознании, на пострадавшем буквально не было живого места. «И бросили его как мертвого, не оказав никакой помощи, - сказал он. - Что за всплеск агрессии, трудно понять. Такое зверское убийство. За что? Люди не понимают».

Каким-то чудом этот человек с множеством тяжелых ран, скончавшийся в реанимобиле по дороге в краевую больницу, продержался с вечера понедельника (трагедия случилась около 19 часов) до обеда следующего дня. В райбольнице ему оказали первую помощь. И он был в сознании. Возможно, какие-то подробности отец семейства рассказал родным в ЦРБ или по дороге в краевой центр: члены семьи выехали вместе с потерпевшим в Ставрополь.

Приехавший в Мирный в спешном порядке министр по социально-экономическому развитию востока края Александр Коробейников пригласил на совет представителей силовых структур, администрации, национальных диаспор, старейшин дагестанской общины, муфтията, чтобы обсудить, как действовать дальше во избежание эскалации напряженности. Когда обсуждали сложившуюся ситуацию, Сулеймангаджиева везли в краевую больницу и он был еще жив. Телефонный звонок оборвал надежду на то, что пострадавший выживет. Произошло самое страшное. Вину за случившееся взял на себя младший сын М. Омарова, 1988 года рождения - его и арестовали.

В это время в поселке случившееся уже не было секретом. Местные жители бурно обсуждали последние новости. Никто не понимал, что такое нашло на Омаровых (спокойные люди, ранее ни в чем подобном замечены не были). И потерпевший был на хорошем счету. Уравновешенный человек.

Кто из Омаровых больше виноват, покажет следствие. На месте происшествия был выставлен пост полиции. На всякий случай. Как говорится, береженого бог бережет. Чтобы не допустить никаких инцидентов.

Кстати, версия о межнациональных разборках в данной ситуации абсолютно несостоятельна. Те и другие - даргинцы, более того, родом из одного района Дагестана. Сулеймангаджиева после необходимых следственных действий повезли хоронить в родное село.

Что не поделили земляки? Пресловутый земельный вопрос встал между ними. Сулеймангаджиев, как говорят в селе, платил за принадлежавшее ему пастбище земельный налог. А вот арендной платы, о которой договорился за выпас скота, не получал. За этот участок земли и погиб. Цена вопроса уж очень высока.

В Мирном, к сожалению, немирные события происходят не впервые. В конце июня прямо ночью «бригада быстрого реагирования» министра по востоку А. Коробейникова вынуждена была столь же срочно срываться в дорогу. Потому что на меже друг против друга стояли две группы вооруженных мужчин - армяне и даргинцы. На урожай, выращенный одним землевладельцем, заявил свои права другой, на основании, что «это земля моя». Хотя, как выяснилось впоследствии, вопрос оказался спорным. И по сути в неопределенности земельных отношений да и в том, что собрали вооруженных людей по этническому признаку среди ночи, каждый по-своему виноват. Тогда, к счастью, удалось посадить стороны за стол переговоров и уладить конфликт (подробно об этих событиях написано в «СП» за 10 июля).

«Ведь это было испытание судьбы, иначе не назовешь, - дал тогда оценку случившемуся А. Коробейников. - Счастье, что не прогремело ни одного выстрела, никто не применил физической силы, вовремя прибыли переговорщики для замирения сторон».

Увы, этого не скажешь о понедельнике 17 августа. Ничто, как говорят в поселке, не предвещало. Никаких жалоб не поступало от сторон и в поселковую администрацию. Событие в какой-то мере знаковое. Однозначный посыл, свидетельствующий, что дело не в какой-то розни. Экономика, стремление обладать заветным земельным участком, жажда наживы, описанная еще классиками. Иначе столь бессмысленный поступок трудно объяснить. Ведь виновники случившегося, безусловно, и себе нажили большие проблемы.

Увы, восток Ставрополья давно погряз в земельных спорах. И не первый раз такие конфликты имеют трагический результат. Примеры найдутся и в других районах региона. Мирный - лишь слепок с общей ситуации. В основе все те же доведенные до «точки кипения» хозяйственные споры и, безусловно, социальная и экономическая составляющие.

Ни для кого не секрет, что коренного населения, поддерживающего баланс национального мира, остается на востоке все меньше. Своего рода рекорд побил Нефтекумский район, где славянского населения осталось всего 13 процентов (если не брать в расчет население города Нефтекумска). Курский район можно считать более благополучным. Здесь около 50 процентов старожильческого населения, то есть коренного, к которому относятся также армяне, ногайцы, греки.

Однако в самом Мирном расклад другой. Точные цифры дал глава поселковой администрации Николай Михайленко. Дагестанцев в поселке проживает 1400 человек, чеченцев - 800, русских - 500. Деградация региона, где трудно найти работу, приводит к тому, что в поисках лучшей жизни русские, главным образом молодежь, покидают малую родину. А свято место, как говорится, не пустует. Земли быстро осваивают самыми разными способами мигранты из соседних республик.

Чтобы не допускать дальнейшей стагнации территории, необходимо иметь ясную и четкую программу. И самым первым пунктом в ней должно быть наведение порядка в учете земли. На это надо найти деньги и утрясти все «земельные закавыки», чтобы до минимума сократить почву для конфликтов. Дабы в случае возникновения противоречий решались вопросы в суде, а не на поле брани. Безусловно, нужны дальнейшие меры для поддержки экономики востока. Но это отдельный и большой разговор.

С тревогой говорил о случившемся в Мирном, поездки куда становятся пугающе регулярными, Александр Коробейников: «Спешно, не откладывая в долгий ящик, необходимо заканчивать межевание и инвентаризацию земли на востоке. В Мирном, по данным Росреестра, на учет в соответствии с законодательством поставлена лишь половина земель».

Губернатор Ставрополья Владимир Владимиров на заседании Госсовета при Президенте РФ и заседании Правительства РФ остро поставил проблему предстоящей перерегистрации земли и ввода ограничительных мер, а также наведения порядка в личных подсобных хозяйствах, приведения в соответствие количества скота и наличие для этого земли.

Как стало известно, эти проблемы восточных районов недавно изучали представители Генеральной прокуратуры. Этот вопрос был рассмотрен на координационном совещании с руководителями силовых структур при губернаторе СК. Земельный вопрос давно превратился в фактор нестабильности на востоке. Очень хочется верить, что скоро уйдем от порочной практики тушения пожаров и поиска стрелочников и проблемы восточных районов станут предметом принятия серьезных решений и, самое главное, системной практической работы. Шапкозакидательство здесь не пройдет. В сентябре в Мирном, как и в других поселениях Курского района, пройдут выборы в местные органы власти, которые должны способствовать росту деловой активности, укреплению стабильности.

А. Коробейников, завершая совещание, обратился ко всем присутствующим:

«Вас, жителей Мирного, представителей всех национальностей, я призываю сплотиться, не допускать беззакония, в спокойной обстановке провести выборы, подтвердить прекрасное название «Мирный» своей дружбой, уважением, добросовестной работой».

Берясь за перо по столь печальному поводу, я много размышляла над ситуацией. Большой ошибкой будет, если по сложившейся практике махнем рукой: бытовуха, мол, обычное дело. Когда же задумаемся всерьез о том, что же творится в душах людей, которые живут в этом, с тревогой наблюдают, что происходит вокруг, и уже внутренне примеряют трагические случаи на себя, оставшись один на один со своими проблемами?

Восток края - это реальность. И нельзя уже поступать, как в той притче об осле и волке. Когда они встретились на горной тропе, осел, испугавшись, что будет съеден, просто закрыл глаза, подумав: если я не вижу хищника, значит, и опасности нет... Нельзя прятать голову в песок, игнорировать опасность раздувания пожара на востоке, ведь есть силы, которым это очень нужно. Увы!

Людям надо оказывать всяческую поддержку. И не только материальную. Кстати, усилиями «восточного» министерства в том же Мирном за последнее время немало сделано. Отремонтировали Дом культуры, дороги, построили спортплощадку и закрытый спортивный зал. Однако и этого уже недостаточно. Надо смотреть глубже, думать, что следует предпринять, чтобы у людей была духовная опора и уверенность в завтрашнем дне.

Ведь действительно тревожно от происходящего. Никуда от этого чувства не деться. Не успели похоронить человека из Мирного, как случилась новая трагедия. Вновь прогремели выстрелы, приведшие к смерти человека. На этот раз в ауле Кара-Тюбе Нефтекумского района. Убит заместитель имама. Следствие ведется. Но вопросов и на этот раз больше, чем ответов. Народная молва уже начинает трактовать случившееся по-своему. Пора власти брать инициативу в свои руки. Люди ждут реальной помощи и внимания.

Уезжая из дальнего пограничного поселка Мирного, я подумала о том, что не только здесь нужны мир, согласие и консолидация людей, власти, правоохранительных органов, религиозных и общественных лидеров, а во всем нашем большом и красивом крае. И нам надо всем вместе работать не покладая рук, чтобы это произошло как можно быстрее.

«Земельный вопрос - фактор нестабильности»
Газета «Ставропольская правда»
25 августа 2015 года