06:38, 5 августа 2015 года

Ставропольский писатель Владимир Кожевников. Столбовой дорогой классики

«Все мы вышли из гоголевской шинели»… Писатели советской эпохи, руководствуясь принципом социалистического реализма, как будто поменяли гоголевскую шинель на красноармейскую. Былое сострадание к «маленькому человеку», задавленному нуждой и серой, уродливой средой, в литературе соцреализма вытеснялось гордостью за человека – хозяина жизни, преобразователя природы, уверенного в себе вершителя новых судеб человечества. Ибо, по Горькому, жалость унижает человека, а «сказка о том, как люди работали на земле, – самая интересная сказка мира».

Приобщенным к этой сказке в своем творчестве оказался и ставропольский писатель Владимир Кожевников. Только сказка у него почему-то никак не увенчивается традиционно счастливым концом. Не потому ли, что автор – человек с исключительно чутким и жалостливым сердцем? Роман «Отцы и матери» посвящен истории южноуральского, оренбургского, или исетского, как еще называет его автор, казачества. Повествование начинается со сцен сенокоса в жаркий августовский день. И столько здесь истинно поэтичного, духоподъемного, что сразу становится понятным, у кого брал уроки мастерства наш прозаик. Конечно же, у русских классиков. Сумел автор выразить в слове глубоко прочувствованное, сострадательное отношение к человеку труда.

Казалось бы, казаки – вольные люди, наделены землей. Живи на ней да радуйся, исполняя Божью волю. А она в том, чтобы «...трудиться в поту лица своего, как писалось в Библии, добывать хлеб насущный, кормить и растить детей. В конце концов, умирать и давать дорогу другим поколениям…». Да только вот за милость цареву платить служивым надлежит своей кровью, а если понадобится, и жизнью. В любой момент казак должен быть готов седлать коня, чтобы защитить в бою интересы Отечества, оберечь его внутренний покой. И одному богу известно, сколько казачьих косточек развеяно скорбным посевом и по родной земле, и в чужедальних заморских странах…

История оренбургской ветви казачьей вольницы интересовала еще Пушкина, который оставил нам свое художественное исследование пугачевского восстания в «Капитанской дочке» и документальное в «Истории Пугачева». Не исключено, что соприкоснулись с пугачевщиной и предки нашего прозаика. О Михаиле Кожевникове, который под пытками сознался, что прятал на своем хуторе Емельяна Пугачева, как раз писал Пушкин. Возможно, это не просто однофамилец нашего современника, а кто-то из его рода? Как бы то ни было, Владимир Кожевников – потомственный казак по линии отца и матери, и интерес к ярким драматическим страницам русской истории идет у него от родовых корней, следовательно, кровный.

В романе человеческие судьбы включены в круговорот эпохальных исторических событий: Первая мировая война, Гражданская война, становление советской власти, раскулачивание, всеобщая коллективизация… Герой Кожевникова Алексей Ильин однажды становится жертвой жуликов, которые в поезде вовлекли казака в карточную игру да и выдурили у него, как у неразумного дитяти, все денежки, а их он вез земельному товариществу, чтобы рассчитаться за лобогрейку. Жизни казак не лишился, но только шибко плакал с горя: враз рухнули все его материальные расчеты, даже дочку Манюшку не за что теперь будет доктору показать, чтобы полечить ее ножку, которую она стала неловко подтаскивать после того злосчастного купания в колодце.

Есть в книге такие страницы, которые невозможно читать без сердечного замирания. Например, как казаки очищали жизненное пространство, зараженное смертоносным тифом, заваленное трупами умерших и убитых на полях сражений: их попросту сваливали в одну кучу, перемежая с дровами. «И получались многометровые поленницы из бревен и человеческих трупов…». Все это обливали керосином и поджигали…

В суровой морозной Сибири, куда их погнали сражаться на стороне Колчака, умерли в палате для зараженных тифом Алексей Ильин и его сын Василий, напрасно их будет потом разыскивать верный друг и станичный сосед, что ближе иного родича, Петр Сорока. Но это еще не вся беда. Раскулачили Арину, потерявшую одновременно мужа и сына. Отобрали все, что было нажито непосильным трудом.

Роман «Отцы и матери» говорит о его авторе как о состоявшемся мастере. Кожевников всегда знал цену самородному слову и хранил в своей памяти самоцветные россыпи уральского говора, речений, частушек, шуток-прибауток, народных песен, слышанных еще в детстве, поскольку довелось ему родиться и жить до возмужалой поры на железнодорожной станции Бишкиль, что под Челябой (так местные называли Челябинск). Язык, который выработал наш писатель за многие годы старательства на приисках народной жизни, где добывал и средства к существованию, и сюжеты свои, и золотоносную руду слов, тяготеет к классической простоте и ясности.

Обретут ли свое счастье на этой земле хотя бы потомки героев романа? Это вы узнаете, если обратите свое внимание к последующим книгам трилогии «Казачьи козыри» – «Сыновья и дочери», «Внуки и правнуки». А прозаик, недавно отметивший семидесятипятилетний юбилей, уже осилил в поступательном движении немало новых верст: только что вышла в свет очередная книга Владимира Кожевникова – сборник повестей «Жила-была Мурка». Я ознакомилась с ее содержанием и убедилась еще раз, что писатель набрал в своем творчестве уверенный темп и ритм, словно бы на вершине пути обрел второе дыхание.

Елена ИВАНОВА
«Столбовой дорогой классики»
Газета «Ставропольская правда»
5 августа 2015 года