Личный кабинет налогоплательщика стал юридически значимым
С 1 июля 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 347-ФЗ от 4.11.2014 года, который законодательно закрепил возможность использования личного кабинета налогоплательщика в налоговых правоотношениях. Сервис стал юридически значимым ресурсом и может быть использован для осуществления электронного документооборота между физическими лицами и инспекцией.
Для получения документов в электронной форме через личный кабинет физлицу необходимо направить в налоговый орган уведомление об использовании данного сервиса. После этого направление документов на бумаге или по телекоммуникационным каналам связи производиться не будет, а все документы от налоговой инспекции будут направляться только в личный кабинет. Об этом нужно помнить и не ждать привычной доставки почтой.
Чтобы отказаться от получения документов через личный кабинет, налогоплательщик должен направить уведомление об отказе от использования сервиса.
Налоговые органы начнут направлять документы с учетом того, какой вариант доставки выберет налогоплательщик, через три рабочих дня после получения соответствующего уведомления.
Стоит отдельно сказать о получении единого налогового уведомления на уплату имущественных налогов (ЕНУ). Рассылка ЕНУ за 2014 год сейчас в разгаре, и многим налогоплательщикам налоговые уведомления уже разосланы по почте. И если налогоплательщик в этом году представит уведомление об использовании личного кабинета, то ему будут направляться через сервис все документы, за исключением ЕНУ. Если же налогоплательщик в этом году не представит уведомление об использовании личного кабинета, но захочет получить ЕНУ в сервисе в следующем году, то он должен успеть направить уведомление об использовании личного кабинета до 1 марта 2016 года. Если он направит уведомление позже этого срока, то будет получать в электронном виде все документы, кроме ЕНУ.
Это связано с тем, что печать и рассылка единых налоговых уведомлений осуществляется централизованно из г. Волгограда и на формирование ЕНУ в зависимости от варианта доставки может потребоваться время.
Аналогичный порядок и для прекращения доставки ЕНУ в электронном виде. Если налогоплательщик в этом году представил уведомление об использовании личного кабинета, а в следующем году хочет получить ЕНУ на бумаге по почте, то он должен направить уведомление о прекращении использования личного кабинета также до 1 марта 2016 года. После этого он будет получать все документы, включая ЕНУ, на бумаге или по телекоммуникационным каналам связи.
Уведомление об использовании (отказе от использования) личного кабинета направляется по установленной форме (приказ ФНС России ММВ-7-17/231@) в любую налоговую инспекцию (кроме инспекций, не взаимодействующих с физлицами). Представить уведомление можно лично, через своего представителя, по почте, а также в электронной форме через личный кабинет. При направлении через личный кабинет уведомление подписывается усиленной неквалифицированной или усиленной квалифицированной электронной подписью.
Усиленная квалифицированная подпись выдается удостоверяющими центрами, аккредитованными Минкомсвязи России, и применяется при взаимодействии с различными органами исполнительной власти, коммерческими организациями. А неквалифицированная подпись выдается бесплатно удостоверяющим центром ФНС России в «Личном кабинете налогоплательщика для физических лиц» и применяется только для взаимодействия со службой через личный кабинет. Документы, переданные через данный сервис и подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью, признаются равнозначными документам, представленным на бумаге.
Существует два варианта электронной неквалифицированной подписи: «ключ электронной подписи хранится на компьютере пользователя» или «ключ электронной подписи хранится в «облаке» в защищенном хранилище ФНС России». В первом случае будет выпущен один сертификат, который в дальнейшем можно перенести на другой компьютер. Во втором случае изготавливается один сертификат, который будет доступен с любого устройства. В обоих случаях сертификат будет полноценным инструментом для ведения электронного документооборота через личный кабинет.
Если у налогоплательщика имеется квалифицированная электронная подпись, то получать неквалифицированную ему не нужно.
24 июля 2015 года