Расходы бюджета на поддержку ставропольских СМИ возрастут
По данным того же ОНФ, средний показатель расходов на информирование населения через СМИ о работе власти по России составляет 75-80 рублей на человека. Наша цифра равна 40 рублям, даже с учетом последнего увеличения финансирования на все СМИ края в объеме 54 млн рублей всего-то 60 рублей (меньше, чем у нас, только в Волгоградской области). Поэтому выводы, которые сделали активисты ОНФ, представляются весьма сомнительными. Особенно если учесть, что большая часть информации, публикуемой и озвучиваемой в краевых СМИ, не является пиаром власти, даже в рамках госконтрактов или госзаказа по итогам конкурсов в соответствии с действующим законодательством.
И даже несмотря на то что прибавка довольно малозначительная в разрезе всех СМИ, работающих на территории края, бюджетная корректировка вызвала неоднозначную реакцию, в том числе и среди депутатского сообщества.
Находятся люди, которым увеличение расходов на информирование населения кажется необязательным или чрезмерным. Как справедливо заметил на заседании профильного думского комитета, где эта тема обсуждалась накануне заседания краевого парламента, депутат Кирилл Кузьмин, не стоит равняться на мнение общественных организаций, которые придумывают свои правила, а надо исходить из интересов жителей края. Кроме того, надо учитывать, как подчеркнула депутат Надежда Сучкова, что предыдущие годы мы достаточно тратили на развитие базы федеральных СМИ (например, на строительство здания филиала ВГТРК), забывая о «своих». Пора подумать о поддержке журналистов, работающих непосредственно на краевую аудиторию. Это газета «Ставропольская правда», краевое телевидение, районные газеты.
На Ставрополье действуют особые риски, не присущие большинству регионов России. У нашего края самое большое количество соседствующих субъектов РФ, причем в четырех из них примерно 300 дней в году действует режим контртеррористической операции, что делает нас территорией, наиболее уязвимой. Поэтому надо ставить знак равенства между понятиями «безопасность» и «объективное и своевременное информирование населения». Трудно представить себе человека, знающего состояние дел в крае, который с этим поспорит. Самая агрессивная на сегодняшний день террористическая группировка ИГИЛ, или так называемое «Исламское государство», не случайно заявила о своем особом интересе к нашему региону. Учитывая сложности в межнациональных отношениях и присутствие посланников ваххабизма, особенно на востоке, их интерес понятен и, что особенно тревожно, небезрезультативен. Молодые люди едут воевать на стороне террористов, проникаются чуждой идеологией. И если при таком положении дел мы будем экономить на поддержке СМИ, способных распространять объективную и необходимую людям информацию, это может привести к обострению и без того непростой ситуации. Мы многим рискуем, если учесть, что у некоммерческих организаций и олигархических структур находятся средства на поддержку СМИ, пропагандирующих идеи, направленные на ослабление России на Кавказе. Если из-за финансовых проблем хотя бы одно из государственно ориентированных СМИ вынуждено будет закрыться, это приведет к тому, что десятки журналистов окажутся безработными. И нет уверенности, что этими профессионалами не заинтересуются структуры, враждебные нашему государству.
Поэтому решение об увеличении расходов на поддержку СМИ и представляется таким очевидным, учитывая, что в Ставропольском крае они кратно меньше, чем в соседних регионах ЮФО и СКФО, что ставит нашу прессу в заведомо сложное социальное и экономическое положение в сравнении с коллегами. А если прибавить к числу рисков и кризисные явления в экономике, которые создают дополнительные сложности, то выходит, что вопрос попадает в ряд стратегических для региона. С одним лишь можно согласиться в выводах, сделанных ОНФ, - необходимостью «единых принципов расчета затрат на информирование граждан через средства массовой информации в субъектах Российской Федерации». Только методики должны быть действительно справедливыми и учитывать реальную ситуацию.
В отличие от других регионов исполнительная и законодательная власть края все сто процентов бюджетных ассигнований, выделенных на обеспечение конституционных прав граждан на получение объективной информации, реализует через открытые конкурсные процедуры. Это обеспечивает максимальную открытость как в финасировании СМИ, так и во взаимоотношениях с ними. Кстати, по данным того же Общероссийского народного фронта, подобных «прозрачных» практик в России не более 10 процентов. Исходя из этого, методика, примененная «фронтовиками» для анализа медийного рынка, представляется в высшей степени некорректной.
И еще одно. В сообщении ОНФ говорилось, что все закупки в этой сфере на Ставрополье были направлены на пиар чиновников. Справедливое заявление на эту тему сделал президиум Союза журналистов СК. «Одним росчерком пера, - отмечено в документе, - сотни представителей творческих журналистских коллективов были причислены к «торговцам профессией», провластным пиарщикам. Между тем только в 2014 году количество средств массовой информации, которые участвовали в реализации государственных контрактов, выросло на 25 процентов, главным образом за счет местных - городских и районных - СМИ всех организационно-правовых форм. Журналистами было подготовлено несколько тысяч материалов, раскрывающих проблемы и перспективы региона».
Только в «Ставропольской правде» за это время было отработано множество актуальных тем по социально-экономическому развитию региона с анализом, статистикой, острой проблематикой. Госконтракты предусматривают именно такую работу.
От президиума СЖ края прозвучало предложение пересмотреть алгоритм поддержки региональных и местных СМИ, вернуться к более открытым и нормативно обусловленным формам. Для этого должен быть принят федеральный закон о господдержке СМИ. Это позволит на региональном уровне больше заниматься развитием отрасли, а не выживанием, как это происходит сегодня, когда СМИ не знают, где взять средства на своевременную выплату заработной платы.
Нельзя бросать средства массовой информации на произвол судьбы. Даже рыночная модель развития страны не отменяет основополагающие вещи. Свято место пусто не бывает. Если государство отвернется от СМИ, пустота, образовавшаяся на информационном пространстве, будет заполнена прессой с чуждой идеологией. Тогда ситуация может стать непредсказуемой. И конституционное право граждан на получение объективной информации будет нарушено.
17 июля 2015 года