Из Софии в Ипатово на «подзарядку»
Ох, неловко мне было за маникюр свой, загубленный сбором и переработкой смородины... В выходной после домашней работы вдруг выпала нечаянная дорожка: позвонила давняя заочная знакомая, практически всю взрослую жизнь прожившая в Болгарии:
– Приезжай, я в России.
Россия для Светланы Тютюнджиевой, в девичестве Мацагор, – это родной городок Ипатово, где родилась и выросла. После окончания Московского полиграфического института работала в Ставропольском книготорге. Это было время книжного дефицита, поэтому переход на работу в краевой комитет комсомола выглядел для многих нелогичным, ведь «сидела на мешке с книгами». Как можно было уйти с такой работы?! В крайкоме, правда, обещали решить квартирный вопрос. Светлана со свойственной ей энергичностью взялась за новую работу. С удовольствием вспоминает людей, с которыми свел ее комсомол: журналисты, писатели, художники. Именно в это время зарождались новые неформальные инициативы, появились хозрасчетные молодежные центры.
Особую роль в жизни Светланы сыграл Клуб самодеятельной песни Ставрополя. Отправила она однажды артистов по комсомольской линии в Таллин на слет самодеятельной песни. Оттуда они приехали вдохновленные опытом эстонского Народного фронта и решили организовать подобный на Ставрополье. Однако идея была благополучно задушена властями, и жизнь всех новоявленных «революционеров» круто изменилась. Что касается Светланы, ее мечта получить квартиру «накрылась», ее пытались исключить из КПСС, но на защиту встали секретари комитетов комсомола вузов, да и из столицы явно шли сигналы, что надо перестраиваться. В общем, в конце концов ее отпустили на учебу в Москву. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло...
В Москве ее интерес к перестройке и гласности не угас – ходила на заседания всяческих новоиспеченных партий и клубов. Однажды даже попала на заседание межрегиональной депутатской группы и с широко открытыми глазами и ушами внимала речам историка Юрия Афанасьева, ленинградского юриста Анатолия Собчака и московского экономиста Гавриила Попова.
Не осталась она в стороне и от модного в то время интереса к эзотерике. После похода на съезд экстрасенсов решила, что пришло время взять интервью у авторитетного в этой сфере человека. Как раз в это время из вуза отправлялся студенческий отряд в Болгарию. Через неделю она уже стояла в очереди к Ванге. Помимо вопросов вселенской важности там ей перепало узнать несколько штрихов из собственного будущего. Предсказания судьбы показались тогда слишком уж простыми, но с годами поняла, насколько по-другому могла сложиться ее жизнь. Вспоминает такую вот деталь: на городской площади среди митингующих болгар, которые в тот момент разделились на «синих» (демократов) и «красных» (коммунистов) она и другие стройотрядовцы появились одетые так, как в Москве не решились бы показаться на людях: шлепанцы, рваные шорты.
– А мне в этой стране замуж не выходить, – смеялась Светлана. – Кто меня здесь знает?
Но судьба тоже может шутить. И хотя замуж она вообще не собиралась, даже писала разные работы против брака на тему «Любовь – бытовая реалия или категория космоса?», вышло так, как предсказывала провидица. Любовь поджидала ее на улочках небольшого болгарского города под названием Петрич в лице Христо Тютюнджиева. Он как раз вернулся из Советского Союза, где проработал 12 лет и сумел сохранить свою свободу. Роман их развивался бурно, и уже через неделю молодой человек сделал ей предложение руки и сердца. Вот тебе и «замуж здесь не выходить»! Правда, жених позволил ей окончить университет. Через год он сделал своей русской дважды дипломированной жене еще одно предложение: нашел ей работу… на водокачке диспетчером. Он полагал, что любимая будет в восторге, а она задохнулась от возмущения: после «Останкино», где будущим журналистам доводилось участвовать во «Взгляде» с Любимовым и Листьевым, водокачка?!
Христо был в недоумении: найти работу в его стране не знающей языка журналистке было нереально. Впрочем, вскоре Светлана осознала это и пожалела о водокачке. Пришлось пройти путь от рабочей на заводе до вооруженной охраны. Было дело, в ночную смену работала в кофейне – кстати, болгары пьют кофе так же часто, как русские люди чай. Между делом учила язык. Первые шаги в сотрудничестве с прессой проходили под руководством старичка соседа – с его помощью составляла кроссворды. А когда познания ее окрепли, начала сотрудничать в местной прессе на болгарском языке. Сначала взяли ее в журнал «Болгарский дипломатический обзор» переводчиком, а затем редактором в газету «Русия днес – Россия сегодня», где она работает и поныне.
Наша землячка – член Союза болгарских журналистов. Переводит с болгарского языка на русский серьезные книги, например «Экзистенциально-ценностная система Арете», «Славянско-православный цивилизационный проект. Опыт новой геополитики», много научных статей для Болгарской академии наук. Работ, отрицающих институт семьи, она давно уже не пишет. В этом году они с Христо отмечают серебряную свадьбу. В День семьи, любви и верности в Российском культурно-информационном центре им вручили учрежденные в России несколько лет назад медали «За любовь и верность» с символичной ромашкой. Как раз к торжеству прибыла из Франции их дочь Христина – студентка, спортсменка и просто красавица.
Я, конечно же, не могла не спросить у своей коллеги, как болгары относятся к русским, к России. Кому, как не Светлане, это знать, ведь эта тема представляет для нее профессиональный интерес – в двуязычной болгарской газете она отвечает за страницы для соотечественников. Вот что она рассказала:
– Во времена социализма русский язык был обязательным для изучения в Болгарии, а затем на моих глазах выросло целое поколение, которое совсем не понимает русский. Сейчас идет возрождение интереса не только к языку, но и к обучению в России, туристическим поездкам. Редакция нашей газеты располагается в Российском культурно-информационном центре. Это представительство Россотрудничества – после Берлинского – второе в мире по величине. В нем постоянно кипит жизнь – работает школа эстетического развития для детей, проходят выставки, презентации книг и другие культурные события. Газета «Россия сегодня» основана в 1997 году именно по причине нехватки объективной информации о новой России, о которой мы пишем с любовью и только позитивные новости. Но один из последних номеров был полон печали и посвящался кончине Евгения Примакова, большого друга газеты и личного друга издателя газеты Светланы Шаренковой, председателя Форума «Болгария – Россия», она была в почетном карауле в Колонном зале, проводила его в последний путь. Благодаря их дружбе все книги Евгения Максимовича вышли и на болгарском языке.
– В последние годы произошли серьезные подвижки в отношении российского МИДа к соотечественникам за рубежом, – рассказывает наша землячка. – Наша диаспора в Болгарии одна из наиболее многочисленных в дальнем зарубежье. Как правило, переезд этих людей в солнечную страну был связан с замужеством или с женитьбой (около 90% женщин). В последние годы россияне на черноморском побережье Болгарии стали покупать себе недвижимость. Русский дух здесь ощущается, жизнь кипит интересными событиями: недавно торжественно отпраздновали 100-летие нашей участницы Великой Отечественной войны, пережившей блокаду, которая еще и стихи свои читала. Можете себе представить?! Немало талантов разных возрастов приняли участие в Балканском фестивале русской песни.
Почти во всех болгарских городах работают русские клубы – в них ведут свою общественную деятельность наши граждане. Объединенные в Федерацию «Союз соотечественников» клубы ежегодно к Дню России собираются на свой слет и проводят церемонию «Соотечественник года». На предыдущем слете нашу Светлану удостоили специальной награды «За информационную поддержку российских соотечественников».
По ее словам, проамериканская политика болгарского руководства не находит широкой поддержки у народа. Зачастую даже незнакомые люди, узнав, что она русская, считают необходимым высказать слова поддержки в адрес России и свое недовольство тем, что из-за власть имущих их страна оказалась в таком невыгодном и нелицеприятном положении. Социологическое исследование показало, что более 70 процентов болгар считают себя русофилами. А есть даже неправительственная организация «Русофилы», в ней более 30 тысяч членов и 186 структурных подразделений. Ежегодно в сентябре десятки тысяч людей, которые когда-то учились или работали в СССР, собираются на свою встречу в Долине Роз около города Казанлыка. Один российский чиновник по этому поводу пошутил, что он не уверен, что столько патриотов наберется в самой России.
А нашу героиню, хоть и прожила она половину своей жизни в Болгарии, все равно тянет к корням. Она ежегодно приезжает в родной город Ипатово, обретая на некоторое время душевный покой рядом с родителями и старшим братом Александром.
Светлану в Ипатово теперь уже мало кто узнает, ведь сразу после школы уехала она в Москву, а вот ее родителей каждый встречный рад поприветствовать. Мама, Елена Сергеевна, всю жизнь проработала учительницей, отец, Василий Никифорович, научил, пожалуй, половину города водительскому мастерству. Оба гордятся своими учениками – кстати, В. Мацагор когда-то учил главу Ипатовского района Сергея Савченко водить автомобиль.
Когда мы со Светланой встретились, она разбирала семейный архив – в этом году наконец и до него дошли руки. Кстати, о руках: изначальную неловкость мою, как рукой сняло – и у нее, как у меня, маникюр был безнадежно испорчен в результате садово-огородных работ. Видимо, в своем доме все женщины «отдыхают» одинаково. Проговорив несколько часов, мы расставались как близкие души.
– Не секрет, что жить в чужом краю вдали от родных и друзей непросто… В родном доме подзаряжаюсь на год вперед. Родители – моя главная опора в жизни – им уже по 85 лет, но сидеть без дела их не заставишь, – признается Светлана. Мама – стержень и кремень, на ней все держится. А папа – душа и оптимист. Если учесть, что всех своих знакомых он при встрече шутливо приглашает на свое 90-летие, место встречи изменить нельзя. Так что при расставании договорились не плакать…
14 июля 2015 года