Завершились гастроли Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова в столице Белоруссии. Это, конечно, большое событие для творческого коллектива. И вовсе не потому, что проехать надо было более двух тысяч километров... Об этом беседа с директором театра заслуженным работником культуры России Евгением Луганским.

Гастроли Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова в Минске

Гастроли Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова в Минске

Гастроли Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова в Минске

Гастроли Ставропольского академического театра драмы им. М.Ю. Лермонтова в Минске

– Евгений Иванович, наконец-то ставропольский театр смог пробить гастрольное «безмолвие» последних двух десятилетий. Как же вам это удалось, как стало возможным?

– Событие действительно уникальное. В этом году нашему театру исполняется 170 лет, и впервые за эти 170 лет он побывал в Белоруссии. В советское время, помнится, мы объехали территорию Союза до Уральских гор, бывали в Москве, Ленинграде, столицах республик Закавказья, во многих городах Украины... А в Белоруссию попали только сейчас. Спасибо за поддержку министерству культуры края. А сама идея гастролей вызревала давно, еще с того времени, когда режиссер из Белоруссии Михаил Ковальчик ставил у нас очень интересный музыкальный спектакль «Недоросль», получивший и в Минске зрительское признание.

– Вы его тоже включили в гастрольную афишу?

– Ну а как же было не показать работу главного режиссера Государственного музыкального театра Белоруссии, на сцену которого нас пригласили... Могу сказать, что если нынче только мы к ним ездили, то на следующий год будут уже обменные гастроли, более продолжительные и, замечу, не такие затратные, поскольку транспортные расходы поделим по-братски, и это будет уже не так дорого. Хотя сразу скажу, что мы туда ехали не за прибылью, а чтобы познакомить минчан с творчеством Ставропольского академического театра драмы, первого русского театра на Северном Кавказе.

– Представив таким образом и весь наш край, его культуру.

– Конечно! Хотя экономическая ситуация сегодня, как известно, не столь уж благоприятна и в России, и в Белоруссии. Однако в минском театре мы увидели прекрасное оборудование сцены, современное звуко- и светотехническое оснащение, зал более чем на 700 мест и очень удобный по расположению, акустика хорошая. Правда, как вы понимаете, при всем этом нам приходилось каждый раз основательно готовиться, репетировать, осваивая новое для актеров сценическое пространство, приноравливаясь к незнакомому залу. Ребята наши работали с полной отдачей и уже с первых показов заявили о себе, народ на нас пошел.

– А вообще там гастрольная жизнь более оживленная, все-таки столица, вы, наверное, не одни и не первые туда приехали, конкуренты были?

– И еще какие! Одновременно в городе работали – я специально подсчитал – 25 театров! Как раз в это время в Большом театре Белоруссии проходил фестиваль балетного искусства. Есть в Минске и Молодежный театр, и Национальный театр имени Янки Купалы, и Академический Русский театр драмы, и Театр белорусской драматургии, и Театр юного зрителя, и Театр кукол, и Дворец республики, и Театр-студия киноактера, и Театр армии, и Театр эстрады, и филармония...

– В общем, выбор у тамошней публики, несомненно, богатый.

– Да, конкуренция большая, да еще и время летних отпусков. Конечно, надо было постараться заявить о себе. Мы привезли репертуар такой, какого нет там ни в одном театре, что сразу отметили белорусские критики. Недаром мы предварительно изучили афишу их театров, чтобы не повторяться. Думаю, привлекла публику не только новизна, но и то, что у нас живой русский театр, где артисты «проживают» роли. Замечательная традиция, доставшаяся нам от наших предшественников.

– И успешно вами продолжаемая...

– В этом убеждает работа актеров всех поколений, в том числе молодых. Открылись мы музыкальным спектаклем «Леонардо». Минчанам было любопытно посмотреть, как поют драматические артисты. А потом на «Кастинге» – еще и как они танцуют. Большой интерес проявили к нашим гастролям СМИ. Например, у меня был 45-минутный прямой эфир на Минском радио, были сюжеты о нас на телеканалах. Также в прямом эфире выступали народная артистка России Наталья Зубкова, заслуженный артист России Александр Ростов, в разных изданиях вышли интервью с многими актерами. Нас величали старейшим русским театром, говорили с нами не только о спектаклях, но и о культуре в широком смысле, интересовались регионом, в котором мы живем. Каждый день гастролей открывал нас публике с новой стороны. Спектакль «Сотворившая чудо» произвел настоящий фурор. Они такого от нас не ожидали.

– И мы в свое время тоже такого не ожидали...

– В минском Доме Москвы Александр Ростов сыграл свой моно-спектакль по «Василию Теркину» А. Твардовского для ветеранов Великой Отечественной войны и соотечественников, живущих в Белоруссии, это стало нашим подарком друзьям к 70-летию Победы. А вечером шел наш «Недоросль» с его 33 музыкальными номерами: приняли на ура. Думаю, белорусские коллеги взяли этот спектакль на заметку – для пополнения своего репертуара. Следующим потрясением стали «Страсти по Торчалову», после которого люди подходили со словами благодарности, с поклонами.

– Вы показали, что умеете не только петь и танцевать, но и кое-что посерьезнее, поглубже...

– В этой работе все сошлось в удачной гармонии – и оригинльная тема, и игра актеров, и режиссура... Вообще соединение в нашем репертуаре самых разных жанров было высоко оценено критиками, посещавшими каждый спектакль. «Случай в темной комнате» заинтересовал необычностью режиссерских приемов, серией актерских работ. А «Колыбельная для Гамлета» стала нашим главным гастрольным испытанием: все-таки Шекспир в сжатом виде, да еще музыкальный, экспериментальный. Критики потом признались: вы нас порадовали, у нас такого нет! Мы честно сказали, что этот эксперимент осуществлен благодаря гранту и участию муждународной команды. Не забыли мы и юную публику – показали сказку «Пойди туда не знаю куда».

– А белорусский зритель наверняка отличается от нашего...

– Естественно, я постоянно наблюдал за залом, видел: восприятие иное, темперамент иной, они долго всматриваются в сюжет, в игру актеров, и, как правило, только ко второму акту публика становится как-то ближе к актерам.

– Не сразу открывают душу...

– К тому же минчане ведь вообще видели нас в первый раз, потому и шли на спектакли с понятной настороженностью: а что же это такое – Ставропольская драма? Зато когда незнакомый зритель взрывается шквалом аплодисментов, ты понимаешь, что он почувствовал нас, полюбил наших актеров. Белорусы влюбились в Оленьку Буряк, в Ирину Баранникову, других ребят... Глядя на это, понимаешь, что приехали не зря. Это в полной мере ощутили все наши актеры, они, кстати, работали очень напряженно, ответственно. Но при всей занятости на репетициях все без исключения активно «осваивали» и достопримечательности Минска, побывали на спектаклях театра Русской драмы, театра Янки Купалы, Театра киноактера, на фестивальных балетах в Большом театре, в цирке, в музеях, в Ботаническом саду, в уникальной, лучшей в Европе, Республиканской библиотеке, на 23-м этаже которой открывается великолепная панорама Минска.

– Столица Белоруссии, разрушенная фашистами, после войны была практически отстроена заново.

– Да, там почти не осталось исторических зданий. Сегодня это очень красивый современный город, широкие проспекты, никаких пробок, много зеленых насаждений, всюду цветы. Мы его полюбили всем сердцем. Словом, гастроли во всех отношениях выдались плодотворными.

– На следующий год надо еще более ответственно подходить к поездке, планку-то заданную нельзя занижать.

– Разумеется, репертуар будем тщательно продумывать, некоторые из показанных спектаклей белорусы уже попросили привезти еще раз. Нынче мы не взяли спектакль «В списках не значился», теперь мечтаем сыграть его через год прямо у стен легендарной Брестской крепости. Ну и еще ведь будет восемь новых постановок следующего сезона, некоторые уже в репетиционном периоде. Так, Михаил Ковальчик будет снова у нас ставить – теперь пьесу «Тетки» А. Коровкина, это комедия-фарс, этакий «русский Куни». Там занят блестящий актерский состав – Н. Зубкова, А. Жуков, Л. Дюженова, И. Баранникова, В. Лепа, Г. Серебрянский... А народный артист России Юрий Еремин поставит на ставропольской сцене «Дядю Ваню», правда, свой спектакль он назвал иначе – «Жизнь прошла». Уверен, нам и через год будет чем порадовать минчан.

– Теперь и для их театра задача непростая: они уже поняли, раз в Ставрополе театр такой сильный – значит, и зритель здесь подготовленный, требовательный.

– Могу заверить: у Государственного музыкального театра Белоруссии тоже весьма сильная труппа и яркая, разнообразная афиша. Он обязательно понравится нашей публике.

– Евгений Иванович, после такого вашего рассказа повеяло доброй надеждой на грядущее возрождение полноценной гастрольной жизни. Это ведь и нам, зрителям, нужно: увидеть на ставропольской сцене новые театральные коллективы.

– Между прочим, уже нынешней осенью такая возможность появится: к нам на целую неделю приедет легендарный Малый театр России, руководимый Юрием Соломиным. Так что возрождение действительно началось!

Наталья БЫКОВА

Минский зритель открыл нам душу... / Газета «Ставропольская правда» / 3 июля 2015 г.