06:39, 3 июля 2015 года

День ГАИ России отмечают ставропольские инспекторы ГИБДД

С появлением автомобилей человечество поделилось на тех, кто ездит, и тех, кто ходит. Как только авто уверенно заполонили дороги, стало ясно: без контроля за их движением не обойтись. Так появились автоинспекторы. И тут человечество опять разделилось: на тех, кто их любит, и на тех, кто нет. Не берусь сказать, кого больше.

Ставропольский пенсионер Юрий Орищенко, например, сотрудников Госавтоинспекции любит. Именно они потушили его горящий автомобиль (см. «Два капитана», «СП» за 24 июня 2015 г.). Любят автовладельцы, застрявшие в снежном плену, к кому на помощь пришли сотрудники ГИБДД. А еще их любят автоледи. Потому что цветы в день 8 Марта – хорошая традиция ставропольских стражей дорог.

Небезразличны к ним и дети. Вот и 2 июля, в преддверии профессионального праздника, минераловодских госавтоинспекторов поздравили воспитанники детского сада № 16, сообщила пресс-служба ГУ МВД России по СК. Ребята, переодевшись в форму сотрудников ГИБДД, провели танцевальный флешмоб «Соблюдай ПДД! И дружи с ГИБДД!». А позже маленькие инспекторы дорожного движения, вооружившись свистками и жезлами, отправились на улицу Пушкина, где провели совместную акцию «Водитель! Не лишай детей солнца!». Для многих автолюбителей это стало полной неожиданностью. Все без исключения улыбались и умилялись, видя детей в форме инспекторов ДПС, внимательно их выслушивали, обещали соблюдать дорожную дисциплину. Сотрудники ГИБДД поблагодарили ребят и вручили им наклейки со световозвращающими элементами, памятные подарки с символикой Госавтоинспекции и пообещали всегда стоять на страже безопасности дорожного движения. А многие мальчишки и девчонки решили в будущем стать инспекторами ГИБДД.

А, собственно говоря, когда возникла необходимость в появлении правил дорожного движения? Ответить на этот вопрос и легко, и сложно. И вот почему. История, если присмотреться, вышла весьма занятная. С 1920 года предельная скорость движения на улицах городов и населенных пунктов России была ограничена для автомобилей и мотоциклов до 25 верст в час, грузовых автомобилей – не свыше 15 верст в час. И всех-то транспортных средств в России кот наплакал. И все-таки уже в 1931 году были введены первые правила уличного движения – альфа и омега и для водителей, и для пешеходов.

Но только 3 июля 1936 года власти Советского Союза приняли Положение o Государственной автомобильной инспекции Главного управления paбoчe-кpecтьянcкoй милиции НКВД CCCP, а также разъяснили правила дорожного движения. Хорошие были правила. В них говорилось: «Все уличное движение обязано придерживаться следующего порядка: пешеходы уступают дорогу ручной повозке, повозка – извозчику, извозчик – автомашине, а автомашина общего назначения – всем машинам специального назначения и автобусу».

Эти правила, кстати сказать, действовали до 1961 года, когда были введены первые единые Правила движения по улицам и дорогам Союза. В них были частично учтены требования международных конвенций о дорожном движении. Они работали на дорогах страны до 1 января 1965 года, когда их сменили Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР. Теперь у нас вроде есть единые правила, но совершенствуются они чуть не раз в месяц.

После распада СССР, в 1998 году, службу переименовали в ГИБДД (Государственная инспекция безопасности дорожного движения), но вскоре после этого (в 2002 году) вернули прежнее название – Государственная автомобильная инспекция, или ГАИ, которое начинает использоваться как второе официальное.

На Ставрополье первые сотрудники автоинспекции на дорогах появились в 1936 году. Одним из первых руководителей ГАИ был лейтенант милиции Станислав Нырко. С тех пор прошло несколько десятилетий, но принципы работы сотрудников ГИБДД остаются неизменными – контроль за движением на дорогах, помощь людям.

«Соблюдай и дружи!»
Газета «Ставропольская правда»
3 июля 2015 года