06:58, 26 июня 2015 года

Ставропольская мужская гимназия в 19 веке стала духовным центром всего Северного Кавказа

Между тем в истории ставропольского образования есть яркий пример того, как прививать детям любовь к грамотной литературной речи, учить их мыслить и развивать языковые способности. Этим уникальным опытом обладало одно из выдающихся учебных заведений XIX века - Ставропольская мужская гимназия...

Ее открытие было приурочено ко времени посещения города императором Николаем I. «18 октября 1837 года в одиннадцать часов началось долгожданное торжество, на котором присутствовал сам император», - описывал это событие краевед И. Бентковский.

Следует отметить, что Кавказская областная (с 1847 г. Ставропольская губернская) мужская гимназия стала духовным центром всего Северного Кавказа.

Поначалу, как и во всех гимназиях России, курс обучения здесь был четырехгодичным. Изучались закон Божий, российская словесность и логика, латинский, немецкий или французский языки, математика, география и статистика, история. В первых трех классах - физика, чистописание, рисование. Урок длился полтора часа (с 1865 года – час).

Гимназический устав, принятый в России в 1804 году, с течением времени изменялся и дополнялся. Менялось распределение учебных уроков, исключались или вводились новые дисциплины, но русский язык, словесность, история всегда занимали достойное место. В результате окончившие российскую гимназию были высокограмотными, образованными людьми.

При графе С. Уварове, который возглавлял Министерство народного просвещения с 1833 по 1849 год, была введена система испытаний и аттестатов. Степень успехов обозначалась цифрами по пятибалльной системе. Такими же баллами оценивались прилежание, способности и поведение учеников в ежемесячных ведомостях учителей. Получившие «в среднем выводе» за успехи 5 или не менее 4 баллов награждались книгами или похвальными листами. Переходной считалась оценка 3 балла.

В истории становления среднего образования на Ставрополье были разные времена. Наибольшего расцвета Ставропольская мужская гимназия достигла в период с 1850 по 1861 год, когда ее возглавлял выдающийся педагог, общественный деятель, друг писателя И. Тургенева Януарий Неверов. При нем гимназия достигла уровня лучших учебных заведений империи.

До приезда в Ставрополь Я. Неверова преподавание в Ставропольской мужской гимназии, как и в уездных училищах, велось плохо, педагоги были малоквалифицированными, применялись телесные наказания, которые Януарий Михайлович категорически осуждал. Первыми шагами нового директора было открытие при гимназии двух специальных классов для выпускников: один готовил юношей для поступления в университет, другой – будущие учительские кадры для уездных училищ и начальных классов гимназии.

Я. Неверов оставил нам примеры творческого подхода к изучению русского языка, литературы и истории. Именно он развил идею конкурсов на лучшее сочинение по «отечественному языку и истории». В них участвовали учащиеся 6 - 8 и специального классов. Накануне летних каникул (они длились значительно меньше, чем у нынешних школьников, – всего шесть недель и начинались 15 июня) совет гимназии объявлял темы: две по русской словесности и две по истории.

После этого педагоги проводили консультации, на которых излагались требования к заданным темам и рекомендовалась литература, имеющаяся в гимназической библиотеке. Сочинения писались во время летних каникул, а по возвращении к занятиям дорабатывались. Итоги конкурса оглашались

18 октября на торжественном акте в честь дня открытия гимназии. Три лучших сочинения зачитывались перед публикой, победителю вручалась награда, состоявшая из произведений выдающихся отечественных писателей. Авторы-победители из выпускных классов получали право поступления в университет на казенный счет. Немаловажным было и то, что о победителях узнавали по всей губернии, так как их работы печатались в газете «Ставропольские губернские ведомости», начавшей выходить в 1850 году.

Вот темы лучших сочинений: Егор Кананов «О русской народной поэзии»; Владимир Любимов «Несомненные признаки происхождения религии Магомета»; Николай Миловидов «Об ораторском искусстве древнем и новом», Александр Гергард «О государственной деятельности Иоанна III». В течение трех лет (1853 - 1855) триумф сопутствовал гимназисту Александру Трачевскому. Став лауреатом конкурса 1855 года за сочинение «О значении комедии», шестнадцатилетний юноша писал: «Художественная комедия – это очарованное зеркало, перед которым вдруг, по воле таланта, остановилась наша обыкновенная жизнь, посмотрелась в него всеми своими сторонами и опять исчезла в своем беге, но на магическом зеркале сильно и ярко нарезались ее формы».

А. Трачевский оправдал надежды своих наставников, став известным историком. Закончил историко-филологический факультет Московского университета, преподавал в Новочеркасском, Санкт-Петербургском университетах.

Читая сочинения тех далеких лет и восхищаясь ими, невольно задумываешься об уровне языковых, литературных и исторических знаний современных школьников. Увы...

Особое внимание при Я. Неверове уделялось воспитанникам-горцам. Он считал, что «горцам следует давать такое образование, которое бы представляло им средство быть полезными гражданами не на воинственном, а преимущественно на мирном поприще, не выходя из своей сферы, т.е. не отделяясь от своих природных нравов, обычаев, верований». Можно смело утверждать, что многие кавказские народы, формированием своей просветительской элиты в то время были обязаны Я. Неверову. Осетинский поэт Коста Хетагуров, тоже его воспитанник, писал:

Мы шли за ним доверчиво и смело,

Забыв вражду исконную и месть, -

Он нас учил ценить иное дело

И понимать иначе долг и честь…

Следует отметить и такой примечательный момент в жизни горского отделения гимназии. Чтобы заинтересовать учеников этнографией, им давалось задание на летних каникулах описывать быт горцев, собирать их песни и сказания. Преподаватели также ездили в научно-фольклорные экспедиции, разыскивали старинные рукописи и фолианты, сами работали над подготовкой учебников и хрестоматий, писали статьи и очерки в местные и российские газеты и журналы.

Многие ученики Ставропольской (с 1866 года - классической) мужской гимназии стали профессорами, академиками, известными просветителями. Среди них упомянутый историк А. Трачевский, востоковед К. Патканов, журналист и писатель А. Кешев, основатель осетинской литературы К. Хетагуров, академик, создатель научной школы прикладной теории упругости А. Динник, первый переводчик «Капитала» К. Маркса Г. Лопатин и другие.

Нельзя не упомянуть и имена тех, кто давал знания, влиял на умы воспитанников гимназии. Это словесники П. Хицунов, Ф. Илляшенко, Ф. Юхотников, М. Краснов, филолог Н. Воронов, историки С. Фарфоровский,

И. Сциславский, математики Н. Захаров,

Н. Гулак, преподаватель физики В. Миловидов - всех не перечислишь. Коллектив преподавателей и воспитанников гимназии всегда отличался свободомыслием и приверженностью передовым для своего времени идеям.

Не утратил значения и поныне «нравственный кодекс», который оставил российской педагогике Я. Неверов. Кодекс предусматривает разумные, педагогически обоснованные требования к ученикам, воспитывающие сознательную дисциплину; учит нормам общечеловеческой морали, вменяет в обязанности наставников «направлять подопечных по пути добра и гуманности, по-

ощрять к труду, внушать любовь ко всему благому и прекрасному».

Как и многие прогрессивные русские деятели культуры, Я. Неверов понимал назначение учителя в обществе, поэтому требовал для него соответствующего материально-правового положения. Вместе с тем предъявлял высокие требования к учителю, его образовательной, профессиональной подготовке, нравственным качествам. Сам Януарий Михайлович показывал примеры энциклопедических знаний, нравственной чистоты и благородства.

Что касается женского образования, то с удовлетворением следует отметить: Ставрополь стал первым городом на Северном Кавказе, где 12(24) октября 1849 года было открыто женское училище. Учебное заведение приняла под свое покровительство императрица Александра Федоровна, поэтому оно стало носить имя св. Александры.

Правила училища определяли его цель: «образование добрых жен и хороших матерей семейств». Учебный курс разделялся на два класса и продолжался по три года в каждом. Изучались катехизис, священная история, русский язык, арифметика, грамматика и чистописание, география, всеобщая и российская история. В последний год преподавались танцы. За отдельную плату давались уроки французского языка и музыки. Все воспитанницы обучались различным «женским рукоделиям, полезным в семейном быту». В училище св. Александры обучались девочки в основном из дворянского сословия.

Возникновение в Ставрополе первого женского всесословного училища связано с именем все того же Я. Неверова. В сентябре 1861 года в новом учебном заведении за парты сели 75 учениц – дочерей разночинцев, представителей мещанского и купеческого сословий. С 1876 года гимназия по желанию городского общества стала носить название Ольгинской в честь княгини Ольги Федоровны, покровительствовавшей заведению.

Со временем в гимназии с шестилетним обучением был открыт седьмой класс с углубленным изучением педагогики. Затем – дополнительный, восьмой, с двумя отделениями – русского языка и математики, окончание которого предоставляло право педагогической деятельности, по сути, давало профессию.

В ходе учебного процесса и в каникулярное время гимназистки участвовали в благотворительных концертах и спектаклях. Во время Первой мировой войны ухаживали за ранеными в госпиталях.

Гордостью Ольгинской гимназии стала ее воспитанница Римма Иванова, сестра милосердия, героиня Первой мировой войны, первая женщина - кавалер офицерского ордена Св. Георгия. В архиве сохранился аттестат дочери известного писателя, просветителя, общественного деятеля Я. Абрамова - Надежды, окончившей гимназию с золотой медалью и посвятившей свою жизнь педагогической деятельности. Воспитывались здесь также сестры известного ставропольского писателя И. Сургучева и его дочери Клавдия и Вера.

Позднее, в начале ХХ века, в Ставрополе были открыты еще два учебных заведения – вторая мужская и третья женская гимназии, которые также давали возможность получить среднее образование.

Елена ГРОМОВА, архивист.
««Очарованное зеркало»»
Газета «Ставропольская правда»
26 июня 2015 года