Николай Великдань

Николай Великдань

– Николай Тимофеевич, по каким направлениям работает штаб?

– Его возглавляет губернатор Владимир Владимиров, а направлений несколько.  Правительство Ставропольского края принимает ряд мер по сдерживанию цен на продовольственные товары и обеспечению населения продуктами питания по доступным ценам. Вопрос ценообразования и стабилизации ситуации на продовольственном рынке Ставрополья находится на постоянном контроле в правительстве края.

Для этого во всех районах и городах проводится ежедневный оперативный мониторинг и контроль за состоянием рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, включая анализ розничных цен, с посещением рынков и торговых организаций. В состав штаба вошли руководители органов исполнительной власти Ставрополья, территориальных органов федеральных органов, крупных товаропроизводителей продовольственной продукции и торговых сетей. На заседаниях оперативного штаба, в частности, обсуждаются меры по поддержке аграриев, их обеспечению семенами, а также по развитию племенного животноводства. На таких встречах рассматриваются и результаты проверок, проводимых УФАС края, по выявлению и пресечению необоснованного роста цен на продукты питания и другие.

– На Ставрополье утвержден перечень важнейших продуктов питания, на которые не предусмотрена большая надбавка. О каком именно продовольствии идет речь?

– Организациям торговли рекомендовано устанавливать предельные размеры торговых надбавок на одиннадцать наименований социально значимых продовольственных товаров не более десяти процентов к оптово-отпускной цене. Это хлеб пшеничный из муки 1-го сорта, молоко, творог, кефир, сметана, подсолнечное и сливочное масло, сыры, яйца, соль и сахар-песок. Имеются в виду, конечно, российские продукты.

По поручению губернатора комитет СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию подготовил проект распоряжения правительства края о расширении перечня социально значимых продовольственных товаров с 11 до 17 наименований, на которые рекомендуется устанавливать торговую наценку не выше десяти процентов. В частности, предлагается дополнить этот список мясом кур (кроме окорочков), пшеничной мукой высшего сорта, рисом, гречневой крупой, свежей белокочанной капустой, луком, морковью, яблоками. В настоящее время проект распоряжения проходит процедуру согласования. Расширение этого важного перечня – одна из мер по стабилизации ситуации на продовольственном рынке, призванных предотвратить ценовую гонку на продукты.

Кроме того, в крае проводится работа по заключению с организациями торговли соглашений о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве, которые предусматривают инвестирование собственных и привлеченных средств в развитие инфраструктуры розничной торговли, увеличение реализации товаров местных производителей. Уже заключено более двухсот таких соглашений.

– Недавно федеральные торговые сети по рекомендации Правительства РФ приняли решение о замораживании цен на важнейшие продукты питания в течение двух месяцев. На ваш взгляд, какова эффективность такого решения?

– Да, действительно, такое решение было принято на заседании антикризисной комиссии, которое прошло в Москве с участием первого заместителя Председателя Правительства РФ И. Шувалова. Ведущие региональные и федеральные торговые сети, входящие в Ассоциацию компаний розничной торговли (АКОРТ), приняли совместное решение «заморозить» цены на 20 социально значимых товаров первой необходимости. Каждая торговая сеть («Магнит», «МЕТРО Кэш энд Керри», «О,Кей», «Х5 Ритейл групп», «Лента»), работающая на Ставрополье, самостоятельно определила перечень продовольственных товаров в «замороженной» корзине. В ней молоко, хлеб, мука, подсолнечное и сливочное масло, сыр, чай, яйца, говядина, свинина, баранина, рыба, мясо птицы, крупы, макаронные изделия, фрукты, овощи, консервы и другие товары. Хочется надеяться, что все эти меры приведут к сдерживанию цен на основные продукты питания и оптимальному регулированию рынка в этой сфере. По крайней мере Федеральная антимонопольная служба проконтролирует выполнение условий по «заморозке цен».

– В последние месяцы продукты в нашей стране и на Ставрополье в частности заметно подорожали. Сами производители утверждают, что в этом не их «заслуга», а прежде всего – торговли, которая использует ситуацию с санкциями в свою пользу, лихо накручивая торговые надбавки. Как в крае ведется борьба с теми, кто «заламывает» цены?

– Хочу подчеркнуть, что контрольно-надзорные органы Ставрополья – прокуратура, региональная тарифная комиссия,  управления Роспотребнадзора и Федеральной антимонопольной службы, Россельхознадзора по СК – регулярно проводят работу в этом направлении. Так, в результате проверок, проведенных прокуратурой края по фактам необоснованного повышения цен на продукты питания, внесено 41 представление об устранении выявленных нарушений законодательства, возбуждено 42 дела об административных правонарушениях, объявлено 18 предостережений о недопустимости таких действий.

Необоснованное повышение цен выявлено в магазине   ООО «Флагман» Ставрополя. Детское питание реализовывалось с превышением максимальных размеров (20%) торговых надбавок, в том числе сухие смеси и пюре. Аналогичные нарушения выявлены в торговой сети городов Пятигорска и Кисловодска, Красногвардейского, Курского, Петровского районов, а также Промышленного района Ставрополя.

По поводу подорожания мяса кур, гречневой крупы, сахара и хлеба в нашем регионе правительство СК обратилось в УФАС с просьбой проверить организации оптовой и розничной торговли, а также производителей по факту повышения цен. В результате установлено, что ЗАО «Ставропольский бройлер»  и  ООО   «Птицекомбинат» (г. Невинномысск), занимающие на товарном рынке по производству и оптовой реализации мяса птицы на территории Ставрополья доминирующее положение с долей более 50 процентов, установили монопольно высокую цену на продукцию собственного производства. УФАС края выдало им предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства, а именно о перерасчете цены на мясо кур с учетом фактических затрат. Кроме того, ЗАО «Ставропольский бройлер» и ООО «Птицекомбинат» (г. Невинномысск) оштрафованы на сумму 650 тысяч рублей каждое.

УФАС   возбудило  дело  и  в  отношении  ЗАО  «Хлебозавод  №  3»                        (г. Ставрополь) по факту необоснованного роста цен на хлеб. Основанием послужило нарушение Федерального закона «О защите конкуренции», выразившееся в установлении монопольно высокой цены на хлеб пшеничный из муки 1-го сорта («социальная булка») и ржано-пшеничный (хлеб «Окский»). В настоящее время рассматривается вопрос о привлечении этого предприятия к административной ответственности.

Напомню всем жителям края: если вы столкнулись с фактами резкого повышения цен на продукты питания, смело обращайтесь на телефоны «горячей линии» в УФАС края, прокуратуру, региональную тарифную комиссию СК, а также в комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию.

– Как правило, продукты питания можно купить подешевле в фирменных магазинах предприятий. Развитие такой сети – тоже один из путей регулирования рынка.

– Да, вы правы. Наряду с формированием современных торговых центров в Ставропольском крае идет развитие и фирменной торговой сети. Сейчас в крае действует около 1000 фирменных магазинов региональных производителей. Благодаря им продукты питания становятся более доступными для широкого потребителя. Кстати, в этом году исполняется пять лет информационно-маркетинговому проекту «Покупай ставропольское!». Напомню, основная его цель – увеличение доли местной продукции на внутреннем потребительском рынке, широкое информирование населения о производимых в крае товарах.

Благодаря реализации проекта «Покупай ставропольское!» объем продовольствия краевых производителей, реализуемого в торговых сетях, достиг таких показателей: по цельномолочной продукции – 95 процентов, сливочному маслу и сырам – 70, хлебобулочным изделиям – 99, колбасам и мясопродуктам – 35 и 40, макаронам и кондитерским изделиям – 55, столько же по минеральной воде и прохладительным напиткам.

Добавлю, что одной из действенных мер поддержки потребителей остаются ярмарки выходного дня, где продукция ставропольских производителей реализуется по себестоимости. Уверен, это приносит пусть и не такие уж заметные, но все же свои результаты. Так, в марте по сравнению с февралем отмечено снижение цен на яйца, сахар, капусту белокочанную, мясо кур, картофель, сыры, вермишель, свежую рыбу и другое. Как раз этот ассортимент обычно у нас представлен на ярмарках.

Всего с начала года в крае универсальные и сельскохозяйственные ярмарки проведены на 140 площадках в городах и районах. На них реализовано около пяти тысяч тонн различной продукции на 180 миллионов рублей. Большой популярностью у жителей края пользуются и акции «Овощи к подъезду». В прошлом году дополнительно работало 500 таких площадок, в том числе более 200 в городских округах, на них реализовано 18 тысяч тонн овощей и фруктов, бахчевых культур. Для насыщения потребительского рынка в регионе организовано 217 точек для проведения ярмарок по реализации сельскохозяйственной продукции, продовольственных товаров и товаров народного потребления.

– Кстати, а какова судьба розничных рынков для сельхозпроизводителей, которые согласно закону должны были перейти в специализированные помещения?

– Первоначально требование Федерального закона «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» об обязательном размещении сельскохозяйственных и агрокооперативных рынков в капитальных зданиях, строениях и сооружениях должны были вступить в силу с начала нынешнего года. Однако в соответствии с изменениями в этот закон полномочия по определению даты вступления в силу указанного требования переданы в ведение субъектов. И в крае принят закон, который продлил время перехода таких рынков в капитальные здания до 1 января 2018 года.

– С недавних пор на Ставрополье начали проводиться торгово-закупочные сессии с участием крупных федеральных сетей. Каковы первые результаты, удалось ли увеличить долю «присутствия» ставропольских производителей в таких магазинах?

– В прошлом году комитет СК по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию организовал семь торгово-закупочных сессий. В ходе встреч производителям была предоставлена возможность продемонстрировать свою продукцию, обсудить условия заключения договоров поставки, решить спорные вопросы. В результате 30 организациям пищевой индустрии региона оказано содействие в расширении поставок и увеличению ассортимента в торговые сети «Магнит» (ЗАО «Тандер»), «Пятерочка» (ООО «Х5 Ритейл Групп»). Одна из крупнейших в России торговых сетей ООО «Лента» заключила с 14 нашими товаропроизводителями договоры поставок продукции в гипермаркеты.

В этом году проведена торгово-закупочная сессия по вопросу взаимодействия предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности края с торговыми сетями, расположенными на территории Ставрополья. Были подняты вопросы вхождения в торговые сети «Магнит», «Пятерочка», «Закрома», «Триумф». В рамках повышения эффективности взаимодействия между производителями и бюджетными учреждениями комитет совместно с администрациями города Ставрополя и Изобильненского района провел две торгово-закупочные сессии.

Кроме того, совместно с ГКУ «Ставропольвиноградпром» организована торгово-закупочная сессия с участием 13 представителей организаций торговли и шести представителей организаций региона по выпуску винодельческой продукции. Главным вопросом обсуждения стало увеличение числа брендов местных производителей на прилавках магазинов. Напомню, мы производим сегодня 16 процентов всего российского вина и 25 – коньяка. Намечена программа по увеличению и продвижению этой продукции как в крае, так и за его пределами.

– Как известно, чем больше товара, тем выше конкуренция, и он дешевле. Насколько активно ставропольские производители наращивают объемы сельхозпродукции, продуктов питания и напитков?

– Судите сами. В 2014 году к уровню позапрошлого индекс производства пищевых продуктов и напитков составил почти 120 процентов. В этом году темпы роста производства по основным видам продуктов питания сохранены. По сравнению с прошлым годом больше выпущено мяса и субпродуктов, спредов, круп, цельномолочной продукции,  сыров, кондитерских изделий, муки, круп (на одну треть) и многого другого. Работа по оказанию содействия производителям Ставрополья в продвижении их продукции на прилавки магазинов будет активно продолжаться и в этом году.

Татьяна СЛИПЧЕНКО

Как удержать цены / Газета «Ставропольская правда» / 16 апреля 2015 г.