В Михайловске на базе психологического центра прошла краевая конференция специалистов служб сопровождения в образовании. Она проводится ежегодно при содействии министерства образования и молодежной политики СК и ставит перед педагогами-психологами, дефектологами, социальными педагогами, учителями коррекционных школ-интернатов Ставрополья наиболее актуальные для их деятельности вопросы.

На этот раз более 180 работников служб сопровождения, учителей и руководителей общеобразовательных школ, родителей учащихся собрались для разговора  об инклюзивном образовании. Эта форма обучения подразумевает, что дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), включая инвалидов, учатся не в специальных, а в обычных школах вместе с «обычными» ровесниками.

С 2014 года право детей с ОВЗ на инклюзию закреплено в Законе «Об образовании в РФ». Однако проблем, подводных камней при организации и осуществлении такого обучения оказалось много. Что и было отражено в названии состоявшейся в Михайловске краевой конференции: «Специалист с ограниченными возможностями. Опыт профессиональных решений в современной образовательной среде».

Как учить «особенных» детей в общеобразовательной школе? Что могут сделать для них школьные учителя и что – специалисты служб сопровождения? Что зависит от семьи такого ребенка и в какой  помощи она нуждается? Об этом шла речь на конференции.

Уже давно и много говорится о создании в учебных заведениях безбарьерной среды. И это не только удобные пандусы, приспособленные для инвалидов лифты и т.д. Это еще и снятие внутренних барьеров, прежде всего  в умах и душах учителей. Инклюзивное образование возможно лишь при этом условии, когда ребенок с ОВЗ воспринимается педагогом не в качестве «неправильного» (или ненормального), а как развивающийся по своим законам. Об этом говорила в приветствии участникам мероприятия директор психологического центра г. Михайловска Елена Корюкина.

Та же тема готовности-неготовности сегодняшнего  российского в целом и ставропольского в частности общего образования функционировать в поликультурной среде прозвучала в докладе доктора социологии, профессора кафедры философии и культурологии Ставропольского государственного пединститута Татьяны Масловой. Если формы диалога представителей разных национальных культур в школах края найдены, отметила Т. Маслова, то поиск диалога в рамках внедрения инклюзии только начат. Процесс идет с трудом, технологии не отработаны, отечественных научных  исследований мало. Важен поэтому любой опыт в этой области.

Такой опыт представила на  конференции учитель начальных классов СОШ № 14 Изобильненского района Татьяна  Диденко.

На протяжении двух десятков лет (изначально даже не ведая,  что это называется «инклюзия») она учит детей с ОВЗ вместе со здоровыми ребятишками. Была в ее классе и глухонемая девочка, и мальчик с ДЦП, и ученики с отставанием в интеллектуальном развитии. Всем им  посещение обычной школы, общение со здоровыми детьми ( «нейротипичными», как говорят ученые) позволило успешно социализироваться, найти свое место во взрослой жизни.

Зал аплодировал Т. Диденко. Ее энтузиазм, доброта, педагогическая пластичность, позволяющие работать так, вызывают огромное уважение. Но верно и то, что инклюзивное образование не как прецедент, а как массовая практика требует разработки массовых же технологий и методик, нормативного регулирования и много чего еще.

Более подробный разговор об этом шел в нескольких дискуссионных группах, работавших на конференции.

Одна из них проходила под руководством заместителя директора Михайловского психологического центра Виталии Березуевой и собрала в основном специалистов коррекционных интернатов и педагогов общеобразовательных школ. Говорили об условиях, при которых инклюзия станет  возможной. Впрочем, скорее, об их отсутствии в школах. «Особый» ребенок требует особого внимания. Перегруженный учитель не знает, откуда взять на него время и силы; родители остальных учеников тревожатся, смогут ли их дети в такой ситуации получить полноценное образование. Опыт стран, где инклюзивное обучение ведется давно, таков: в классе рядом с ребенком-инвалидом находится консультант, часть нагрузки он берет на себя. А это уже вопрос ставок, средств, нормативов, говорили учителя.

Специалисты-коррекцион-ники, чувствовалось, саму идею обучения их «контингента» в обычных школах пока не принимают. По их мнению, к примеру, аутичный ребенок в специнтернате научится большему и будет защищен от непонимания, а то и насмешек сверстников...

Одним словом, вопросов и сомнений много, а диалог пока идет с трудом.

Дискуссионная группа, которую вел методист центра Алексей Корюкин, продемонстрировала как раз оборотную сторону медали. Здесь выступали родители детей с ОВЗ, руководители общественных родительских организаций. И говорили они о том, что инклюзия их детям жизненно необходима для получения навыков социализации, более эффективного развития. Многие обижены на учителей общеобразовательных учреждений, директоров и завучей, которые часто норовят отправить детей-инвалидов на домашнее обучение: ребенок числится «на инклюзии», но школу не посещает...

Руководители общественных организаций, объединяющих семьи, которые воспитывают детей-инвалидов, рассказывали о том, что удается сделать в рамках волонтерской деятельности. Девиз «Помоги себе сам», безусловно, работает. И все же есть вопросы, которые решать нужно совместно с официальными органами, образовательными учреждениями.

Михайловский психологический центр как инициатор проведения ежегодных конференций специалистов служб сопровождения подготовил мастер-классы для участников, многие из которых отметили как ценный опыт совместного обсуждения профессиональных проблем в открытом разговоре, важность состоявшегося обмена опытом.

Лариса ПРАЙСМАН