Светлана Разворотнева: собственники квартир – главные контролеры для коммунальщиков
Как бы различные ведомства ни закручивали гайки и ни махали шашкой, пытаясь наказать нерадивых коммунальщиков или хотя бы призвать к элементарной дисциплине управляющие компании, желаемого эффекта не получено. Ясно, что механизм как часы, к сожалению, работать не будет, пока не появится реальный спрос на качественные жилищно-коммунальные услуги. Таковой, конечно, вроде как есть - все мы хотим, чтобы дома всегда было тепло и светло, а во дворе цвели цветы и стояли покрашенные лавочки. Но если уж говорить честно, большинство из нас охотно критикует те же управляющие компании на кухне, вместо того чтобы пару раз в год спуститься во двор, в глаза сказать, что мы платим деньги непрофессиональным работникам, и дружно проголосовать за смену УК. К примеру, по данным ВЦИОМ, который провел опрос в конце прошлого года, недовольство управляющими компаниями выражает половина населения, при этом не более четверти имеют опыт общения с ними…
Между тем жизненные примеры показывают: если в многоквартирном доме появляется порядочный и грамотный активист, который берет все в свои руки, то ситуация может кардинально поменяться в лучшую сторону. Подрядчики вдруг начинают работать более качественно, вовремя проводится текущий ремонт и так далее. Вопрос, как отыскать таких людей, чтобы объединить их опыт и использовать для принятия системных мер и управленческих решений, как раз был поставлен перед Национальным центром общественного контроля в сфере жилищно-коммунального хозяйства «ЖКХ Контроль». Его исполнительный директор Светлана РАЗВОРОТНЕВА, на днях побывавшая в Ставрополе, в интервью «СП» отметила:
- Главные контролеры - это собственники квартир, которые обладают достаточно большими полномочиями, но ими не пользуются по незнанию или нежеланию. Поэтому одна из основных задач центра общественного контроля - дойти до каждого многоквартирного дома, отыскать активных людей, обучить их, поддержать, постоянно с ними взаимодействовать и помогать. Очевидно, что сделать это можно только в том случае, если работа будет вестись точечно вплоть до местного уровня.
Практически во всех субъектах, и Ставрополье здесь не исключение, приняты «дорожные карты» по развитию сферы ЖКХ. И среди прочего в них прописано, что в конечном итоге в каждом муниципалитете должны быть созданы центры поддержки и обучения собственников жилья.
В министерстве жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края мы как раз договорились, что в регионе повсеместно в том или ином виде появятся приемные, куда люди смогут прийти проконсультироваться или обратиться с проблемами. А вопросов пока еще достаточно много, и из краевой столицы, где уже два года действует региональный центр «ЖКХ Контроль», «дотянуться» до каждого муниципального образования сложно. Поднимаемые населением проблемы в итоге нужно будет не только пытаться решить на местах, но и регулярно обсуждать на региональном уровне.
Подчеркну, что к хроническим проблемам в сфере ЖКХ, которые в регионах фиксируют наши общественники, очень внимательное отношение на федеральном уровне. И мы в центре общественного контроля также, в том числе через изменения законодательства, пытаемся их решить.
- То есть в стране оформилась модель, в центре которой активный собственник: он платит за качество и, так уж выходит, борется за него? Осталось это объяснить людям.
- Именно у собственника, по Жилищному кодексу РФ, есть все права и полномочия. И в идеале, конечно, хотелось бы, чтобы каждый собственник научился эффективно работать со своей управляющей компанией и умел требовать качественных коммунальных услуг от тех, кто их предоставляет. Без активного участия самих людей - усилиями только региональных или местных властей, отдельных пробивных общественников - проблемы не решить. Потому еще раз говорю, как важно, чтобы повсеместно была создана система общественного контроля.
- Светлана Викторовна, вы очень много ездите по стране. Где, на ваш взгляд, самые активные граждане? Если не брать в расчет Москву или Санкт-Петербург.
- Да вы знаете, в столице люди как раз самые неактивные. И тому есть целый ряд причин, ведь до сих пор там многое делается за бюджетные деньги и фактически сохранилась муниципальная система управляющих компаний. До последнего времени и капитальный ремонт многоквартирных домов проводился за счет города. Лишь с этого года ситуация немного меняется, и Москва приступает к сбору средств на капремонт.
Потому неудивительно, что в столице еще сильны патерналистские настроения, а вот в регионах люди хорошо понимают, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих. И если говорить об активности, то довольно энергично сейчас приступили к решению проблем ЖКХ в Воронеже, Липецке, Нижнем Новгороде, Владимире, Томске, Новосибирске. Крайне активен Башкортостан.
Понятно, что вопросов много. Но я отчетливо вижу позитив: к населению пришло осознание, что нужно пользоваться своими правами, и законодательство «подтягивается» под эти потребности. Например, наш национальный центр общественного контроля ежегодно мониторит ситуацию с повышением коммунальных платежей. Все знают, что с июля в стране происходит плановый рост тарифов, и, соответственно, новая платежка традиционно вызывает недовольство и жалобы. Но если еще в 2013 году мы фиксировали огромное количество обращений, то уже в 2014 году их на порядок меньше. За это время удалось добиться принятия закона об ограничении роста платежей, был введен порядок долгосрочного формирования тарифов. Расчеты действительно стали более понятными для населения. А масса нареканий на работу управляющих организаций вынудила государство заняться их лицензированием. И, по моему ощущению, многие, понимая, чем это грозит, стали гораздо более ответственно подходить к выполнению своих обязанностей.
Но вместе с тем нужно понимать, что всех проблем не решить одним контролем - грубо говоря, без реальной замены труб ситуацию не исправить. А инфраструктура повсеместно в крайне изношенном состоянии, и без ее модернизации никуда. А это самая сложная и затратная задача. Но потихоньку, шаг за шагом, какой-то порядок начинает наводиться. И хочется верить, что все мы доживем, когда у нас в ЖКХ все будет хорошо, прозрачно, будет качественная вода, электроэнергия по адекватным ценам и отзывчивые коммунальщики.
- Как, по вашей оценке, протекает в стране кампания по капитальному ремонту многоквартирных домов?
- Те страхи, которые пытались нагнетать некоторые противники этой системы, оказались необоснованными. Практически все регионы систему сбора средств запустили, и кое-где действительно начался массовый системный ремонт жилищного фонда. Добавлю, что собираемость платежей в первые месяцы везде довольно низкая, но потом она выходит на нормальные темпы, которые позволяют финансировать весь процесс. Я это говорю на примере тех территорий, где ремонтная кампания уже идет полгода-год.
Вместе с тем нельзя сказать, что все обходится без проблем и сложностей. По преимуществу они связаны с тем, что зачастую региональные программы капремонта в спешке составлялись без полного обследования домов. Поэтому вызывают вопросы их очередность и перечень намеченных в том или ином конкретном случае ремонтных работ. Кроме того, не все регионы за 2014 год успели выполнить собственные планы. Но мне кажется, что все это болезни роста, которые мы преодолеем через год-два, когда процесс встанет на системную основу.
Яркий тому пример Белгород. Они запустились с капремонтом раньше всех, и сейчас на те деньги, которые собирают, реально делают комплексный ремонт домов. В том числе ставят приборы учета, умудряются даже делать пандусы для инвалидов. И это лучшая агитация. Люди видят: если у соседа сделали нормально, то и у нас должно быть не хуже. И за это платят.
- Должно ли государство материально помогать развитию системы общественного контроля?
- На самом деле общественный контроль потому так и называется, что в большинстве своем там работают люди, которые заинтересованы в решении своих собственных проблем или в улучшении ситуации в конкретном доме. То есть это собственники квартир, которым хочется жить лучше. И именно это, а не деньги их главная мотивация.
Но, безусловно, организация любой системы требует определенной материальной поддержки. Именно поэтому то же Министерство экономического развития РФ выдает гранты федеральным некоммерческим организациям, которые плотно работают с региональными НКО. И наш центр является получателем такого гранта - на эти деньги мы поддерживаем развитие системы общественного контроля на местах. Точно так же и во многих регионах выделяются средства для социально ориентированных НКО, чтобы они работали с собственниками жилья.
Общественник - это энтузиаст, он многое может сделать сам, но ему на что-то нужно ездить, на чем-то печатать, в конце концов, требуется профессиональная юридическая поддержка. Поэтому, безусловно, в части организации процесса контроля финансирование должно быть. И сейчас законодательство дает региональным и местным властям все возможности его осуществлять либо на основании государственного муниципального заказа, либо на основании грантов.
- Жилищный кодекс последние годы динамично меняется. Какие еще новации можно ждать в ближайшее время?
- Действительно, вскоре снова последует ряд изменений. Насколько я понимаю, мы все-таки дождемся упрощения процедуры проведения общедомовых собраний, появятся штрафы за неправильное начисление коммунальных платежей и за некачественную поставку коммунальных ресурсов. Ожидается, что будет ужесточена финансовая ответственность неплательщиков и, наконец, усилены полномочия домовых советов.
Правда, в этот раз мы, скорее всего, еще не дождемся введения нормы о прямых договорах между ресурсоснабжающими организациями и собственниками жилья, что может несколько упростить процесс взаимоотношений. Власти считают, что имеющиеся плюсы и минусы лучше обсудить заранее. Хотя профильное министерство нам пообещало, что процесс реформирования отрасли с точки зрения законодательства в этом году закончится. Но понятно, жизнь вносит свои коррективы, и нам предстоит еще какое-то время шлифовать законы.
Вместе с тем еще раз хочу призвать собственников к активности, более ответственному отношению к своему имуществу. То же самое участие в общих собраниях и переговоры с управляющими организациями позволяют не только более эффективно решать свои проблемы, но и обеспечить нормальное состояние своего дома, говоря рыночным языком, его капитализацию.
* * *
Сеть общественного контроля в сфере ЖКХ в России развивается с 2012 года. Почти во всех регионах были созданы площадки, которые призваны поддерживать информационно, организационно, методически активных собственников и некоммерческие организации, работающие в этой сфере. На федеральном уровне существует некоммерческое партнерство, которое является ресурсной площадкой для региональных центров. Они работают в основном в следующих направлениях: мониторинг ситуации в сфере ЖКХ и правоприменительной практики, защита прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, просвещение граждан, а также работа в сфере изменения законодательства.
20 февраля 2015 года