07:19, 4 февраля 2015 года

КоАП подвергнется серьезным изменениям

Ныне действующий кодекс уже не раз перекраивался и штопался, что ожидаемо повлекло появление в нем внутренних противоречий и крайне осложнило его правоприменение. Поэтому интерес к законопроекту профессионального сообщества велик, говорит постоянный эксперт нашей правовой рубрики Роман САВИЧЕВ, возглавляющий «Юридическое агентство «СРВ». За время действия кодекса принято 350 законов, меняющих его, и теперь в тексте КоАП насчитывается около 2500 корректив.

- Сначала о новеллах. Депутаты среди прочего предлагают привлекать к административной ответственности с 14 лет, ввести административные запреты для бизнесменов и разного рода дебоширов, а также участников митингов и демонстраций. Не исключено, что в кодексе будет расширен инструментарий санкций, установлена градация правонарушений и увеличены сроки давности для привлечения к ответственности, - рассказывает Р. Савичев. - Часть идей авторов, по всей видимости, почерпнута из уголовного законодательства.

В частности, есть идея ввести категории административных правонарушений в зависимости от их характера: грубые, значительные и менее значительные. К первым предлагается причислять деяния, создающие угрозу жизни, здоровью людей, национальной безопасности России, риски наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, возникновения эпидемии, а также влекущие за собой угрозу наступления существенных вредных последствий. Вторая категория – это деяния, причиняющие значительный вред охраняемым общественным отношениям, независимо от наступления вредных последствий. Третья – правонарушения, не причиняющие значительного вреда.

В зависимости от тяжести проступков будут назначаться и наказания. К примеру, за грубые размер штрафов для граждан предлагается установить в интервале от 10 тысяч до 100 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей – от 100 тысяч до 400 тысяч рублей, для должностных лиц – от 200 тысяч до 800 тысяч рублей, для юрлиц – от 5 до 60 млн. Незначительные правонарушения, понятное дело, облегчат кошельки граждан и организаций несколько меньше.

Вместе с тем может быть расширен перечень смягчающих обстоятельств, которые может учесть суд или уполномоченный орган при назначении наказания. К примеру, среди них окажутся такие случаи, как совершение правонарушения одиноким родителем, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет, под влиянием угрозы, принуждения либо в силу служебной, материальной или иной зависимости.

Однако и список отягчающих обстоятельств тоже станет длиннее. К ним законопроект причисляет принуждение лицом, совершившим правонарушение, к тому же других, а также деяния, продолжительность которых превышает год. Негативно отразятся на строгости взыскания и ситуации, если из-за нарушения ущерб составил более миллиона рублей либо нарушитель получил доход более 5 млн рублей.

Отмечу, что разработчики проекта выполнили пожелание Конституционного суда, о котором мы уже говорили в свое время в рамках этой рубрики, и прописали возможность устанавливать для нарушителя наказание ниже низшего предела при наличии исключительных обстоятельств. При этом оговаривается, что попавшимся на грубом правонарушении рассчитывать на такую поблажку не приходится.

Проект общей части нового КоАП, к слову, вообще расширяет перечень возможных административных наказаний. Так, к возможным сегодня штрафам, лишению специального права и другим добавятся, в частности, исправительные работы. Они, согласно проекту, должны назначаться судом гражданину по месту его основной работы за совершение грубого правонарушения и заключаются в удержании из зарплаты в доход бюджета от пяти до двадцати процентов дохода. Срок такого наказания составляет от 15 дней до 2  месяцев.

Предложены и другие примечательные новеллы в части санкций. Одна из них – ликвидация юрлица или прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. Эти наказания вроде как будут назначаться за работу без лицензии либо обязательного членства в саморегулируемой организации. При этом в проекте КоАП оговаривается, что такую санкцию суд выбирает, если менее строгий вид не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Признаюсь, считать ли такую меру разумной – большой вопрос для меня. У юридического лица есть права и обязанности, кредиторы, работники, стороны, у которых могут через какое-то время возникнуть денежные требования. Что будет со всеми этими людьми? Плюс к этому непонятно, как быть с обязательствами этого юридического лица. В конце концов, такой сценарий может стать для нечистых на руку дельцов удобным способом избежать уплаты долгов.

Новая редакция Кодекса об административных правонару­ше­ниях также устанавливает обязательность применения принципа невиновности. «Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, если иное не установлено настоящим кодексом», - гласит одно из основных положений документа. При этом «неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица». Обязательным станет и учет имущественного и финансового положения лица, привлекаемого к ответственности, при назначении ему административного наказания.

Ожидается, что в КоАП переведут и ряд экономических преступлений из Уголовного кодекса. После замечаний, высказанных президентом по поводу того, что нужно ослабить давление на бизнес, для власти поставлена задача – как можно меньше «кошмарить» предпринимателей.

Следить за развитием событий мы обязательно продолжим. Было заявлено, что принять общую часть нового КоАП планируется в эту весеннюю сессию. Дальнейшая работа над его специальной частью будет продвигаться поэтапно   – депутаты намерены принимать одну главу КоАП за другой, хотя, может, и не по порядку их номеров. Подобный метод, напомню, оправдал себя при утверждении новой редакции Гражданского кодекса России.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Кодекс будет без заплаток»
Газета «Ставропольская правда»
4 февраля 2015 года