15:45, 19 января 2015 года

Борис Розенфельд: Ираклий Андроников говорил мне: «Главное – не находить, а делиться найденным со всеми!»

Декабрь. Ранние сумерки. Окна освещены густым и теплым светом. Влажные хлопья снега, как светляки, кружатся в лучах автомобильных фар, запушают воротники прохожих. С озорным «Снегурочку не звали?» вхожу домой. Поспешно сбрасываю запорошенные снегом пальто и шляпу и зажигаю лампу. Кладу на стол увесистую бандероль, где четким, слегка размашистым почерком написано: от кого: Бориса Матвеевича Розенфельда, откуда: город Кисловодск.

* * *

Мы встретились там же, в Кисловодске, у входа в Нарзанную галерею месяца полтора назад. Борис Матвеевич повел меня по согретому нежарким солнцем парку. Говорили о музыке и литературе, вспоминали любимые имена. Мой спутник то и дело обменивался рукопожатиями, отвечал на поклоны. И в каждом приветствии, обращенном к нему, просвечивали явное уважение и сердечность. Невольно я задумалась об этом отношении к нему земляков и поняла, что секрет прост. Розенфельду, исследователю и писателю, увлеченному организатору культуры, посчастливилось найти свой путь и занять только ему предназначенное жизнью место. Он воодушевлен и способен вдохновить других. Мягкость и деликатность сошлись в нем с чувством собственного достоинства. Это привлекает к нему людей искренних. Но в то же время не дает покоя тем, кто живет будто бы под расписку, что у них «действительно есть талант». Да стоит ли их вспоминать?

Поговорим лучше о человеке, щедрость и многообразие талантов которого не вызывают сомнений. Память о нем дорога мне и Борису Матвеевичу в равной мере. Это Ираклий Луарсабович Андроников. Достаточно перечислить навскидку темы, которые интересовали Андроникова и где он сказал или сделал что-нибудь значительное, чтобы понять: это была личность незаурядная. Пушкин и Лермонтов. Искусство устного рассказа. Звучащая литература. Театр. Радио и телевидение. Музеи, архивы, библиотеки. Музыка. И еще многое-многое другое. В замечательной статье, подарившей название целой книге, Андроников размышляет о великой эстафете, которая продолжается благодаря единодушию людей искусства, их стремлению внести пусть даже едва заметный, но важный вклад в сохранение и умножение культурных традиций. Сам Ираклий Луарсабович в свое время горячо и азартно принял эстафету и привлекал к участию в этом, как он говорил, общем деле своих читателей, слушателей и зрителей. Недаром Борис Матвеевич, а ему повезло познакомиться с Андрониковым, до сих пор помнит его слова: «Главное – не находить, а делиться найденным со всеми».

* * *

Распечатываю бандероль… и не верю своим глазам. Две папки. Не вмещаясь в них, торчат во все стороны пожелтевшими уголками вырезки из газет и журналов – статьи И.Л. Андроникова и материалы о нем, выходившие в периодической печати в течение полувека! Вот найденная и прокомментированная Андрониковым переписка родных историографа Н. М. Карамзина – знаменитая «Тагильская находка». Впервые она напечатана журналом «Новый мир» в 1956 г. А вот и «Первый раз на эстраде». В 1972 г. автор записал устный рассказ и принес его в «Юность». Публикации в «Известиях», «Советской культуре» и «Литературной газете», в «Искусстве кино», «Огоньке» и даже «Крокодиле» (не все из них вошли потом в книги Ираклия Луарсабовича) – интервью с ним, юбилейные статьи, шаржи.

Так сколько же их всего? В который раз пробую сосчитать и вновь сбиваюсь. Пятьдесят… Восемьдесят… Около ста! Все это не просто собрано – систематизировано со знанием и любовью. Кое-где трогательные пометы: «Жаль, нет начала» или «Жаль, нет конца»... Сердце стучит радостно-учащенно и наполняется несказанной благодарностью к Борису Матвеевичу. Он справедливо рассудил: этот бесценный архив поможет изучению наследия Андроникова. Узнав, что я связала с этим нынешнюю и (только бы исполнилось задуманное!) будущую профессиональную судьбу, Розенфельд бескорыстно передал мне все.

Взволнованная, я поделилась радостной новостью с друзьями. Выдающийся музыкальный педагог, поэт и культуролог Валерий Борисович Брайнин отозвался почти по-лермонтовски: «Да, люди есть и в наше время!». Я же подумала по-андрониковски: «Великая эстафета продолжается…».

* * *

От редакции. Екатерина Николаевна Шелухина - преподаватель факультета искусств МГУ имени М.В. Ломоносова. Автор книги о выдающемся дирижере ХХ века «Сэр Джордж Шолти. Встречи с Россией» и других публикаций по истории музыки и музыкального исполнительства. Постоянный рецензент газеты «Московский университет». Центральное место среди ее профессиональных интересов занимает изучение биографии и творческого наследия выдающегося писателя, исследователя, знатока литературы и искусства, мастера устного рассказа Ираклия Луарсабовича Андроникова (1908-1990). Ему посвящен сборник «Притяжение Андроникова. Статьи. Очерки. Воспоминания» (составитель Е. Шелухина) – совместный проект МГУ имени М.В. Ломоносова и ИНИОН РАН, выпуск которого планируется в 2015 г. Родилась и окончила школу в Лермонтове Ставропольского края. С 2014 г. член землячества «Ставропольцы» в Москве.

Екатерина ШЕЛУХИНА. Москва.
«Великая эстафета продолжается»
Газета «Ставропольская правда»
20 января 2015 года