06:46, 17 декабря 2014 года

Игорь Тихенко: я был на победной Паралимпиаде в Сочи!

Незадолго до Олимпиады Тихенко собрал команду баскетболистов. Люди с ограниченными возможностями из города Благодарного за год тренировок стали играть так, что поехали защищать честь края на Открытый кубок России по баскетболу на колясках в Казани. А еще Тихенко поет в хоре, пишет стихи и картины… Вот такая интенсивная жизнь. Согласитесь, не каждый на вопрос о том, какое событие для него в 2014 году стало ключевым, ответит сразу и без сомнений. Игорь среагировал моментально:

- У меня таких несколько. С какого начинать? По календарю или по масштабности?

- Начинай с самого интересного, – решила я. И он начал.

Я был на Олимпиаде

- Это самое дороге и яркое событие из того, о чем вспоминаю, и сам не верю, что это происходило со мной. Приехал в Сочи в начале февраля и был буквально поражен тем, как неузнаваемо изменился город. Мне вообще показалось, что я оказался в другой стране. Когда 20 лет назад был в Сочи, он напомнил мне до боли знакомые места – что-то типа наших Минеральных Вод, только море рядом. Сейчас Большой Сочи выглядит как лучшие европейские города. Несопоставимая разница с тем, что было раньше. Она во всем: в качестве дорог, количестве подъемников, в сервисе, питании, инфраструктуре. Выезжаешь из Адлера – открывается безукоризненно гладкая магистраль, внизу – еще одна, сбоку – магистраль железной дороги. За 40 километров до Красной Поляны горное ущелье. Но дорога, словно стрела, ни разу не вильнула, сама катила под колеса. Если впереди гора, то ее пронзал туннель, если река, то обрамлял мост. На Красной Поляне разноцветные новенькие вагончики дисциплинированно поднимали людей вверх. Если же говорить об Олимпийском комплексе, то первое, что впечатляет, – это его масштабность, особенно Ледовый дворец. Зрители, которые сидели напротив, казались мне лиллипутами. Мое место было на среднем ярусе посередине. Для инвалидов сделали специальную трибуну вдоль всего стадиона.

Насколько знаю ироничного и довольно жесткого в оценках Игоря Тихенко, он не из числа тех, кто легко поддается восторженным чувствам. Беседа о сочинской Олимпиаде заставила внести некоторые коррективы в представления о его характере. Я было попыталась покритиковать идею открытия, в которой ставка делалась на медведей и матрешек, некоторый примитивизм в рассказе об истории России, лоскутность в художественном оформлении. И тотчас получила отпор.

- Это художественный прием; стиль русской сказки, скоморошества, фейерверка. Это ведь праздник, а не лекция или презентация: его ждали тысячи людей, говорящих на разных языках, с разными традициями и образом мысли. Фейерверк лиц и событий связал людей общей радостью и вписался в идею понятного всем рассказа о России, о ее приоритетах и истории. Был создан образ нашей страны – открытой, отзывчивой на добрые чувства. Слова, музыка, происходящее на сцене – все было в гармонии. У меня это великолепное зрелище прежде всего вызвало чувство гордости за свою Родину.

- Правда, должен сделать поправку, – сказал Игорь, – открытие Олимпиады я смотрел по телевизору, а Паралимпиаду – в реальном времени, сидя в Ледовом дворце. На Олимпиаде было очень много больших объектов. Они летали и плавали по сцене. На Паралимпиаде использовался тот же принцип, но главными были все-таки люди. В мероприятиях участвовало огромное количество инвалидов. Вот скажите, в обыденной жизни часто вы встречаете человека на коляске? Когда-никогда, да? А здесь вот они танцуют, вот они на выставке, на соревнованиях… То есть инвалиды – это не отдельный случай, прецедент социума, а социальное явление. Иными словами, Паралимпиада как бы предоставила всем возможность увидеть, почувствовать, понять, что МЫ есть, кто Мы есть и что НАС много.

Ощущение грандиозности происходящего окрепло, когда над сценой начал «всплывать» огромный корабль. Этот корабль был и на открытии Олимпиады, но тогда он стоял на месте и воспринимался больше как бутафория. А тут вдруг, словно на гигантских волнах, поднялся над залом. Когда раздался реальный пароходный гудок, дух захватило! Стадион ахнул. Этот корабль, как символ мощи страны, стронулся с места – думаю, так оповестила о себе крепнущая российская цивилизация. И еще один незабываемый момент – зажжение олимпийского огня. Все выходят на площадь, ликуют, а радость россиян наполнена еще и гордостью за сопричастность к этому великому событию.

Позволю себе продолжить мысль Игоря: гудок не просто оповестил мир, что цивилизационное движение началось, он стал предвестником крымских событий. Я сказала об этом Игорю. И он согласился: «Нет ничего случайного, все в мире взаимосвязано и взаимообусловлено».

Вспоминаю, что накануне, за пять месяцев до Олимпиады, мы с мужем ездили отдыхать в Абхазию. Дорога через Сочи, перегруженная тяжелым транспортом, стала настоящим испытанием. Наш автобус вынужден был двигаться в опасной близости к обочине. Множество объектов, мимо которых мы проезжали, кажется, только начинали возводить. Недостроенные развязки, дикие пробки, нескончаемые потоки машин, пыль, жара. Казалось, вся эта великая стройка стагнировалась и пребывала в состоянии стресса. Наш сосед по автобусу, помнится, ткнул пальцем в сторону окна: «Вы думаете, что вот с этим со всем можно проводить Олимпиаду? Наши сами устроят какой-нибудь маленький взрыв накануне, чтобы никто и не подумал сюда сунуться. Не будет никакой Олимпиады. Все разворовали». И я, грешным делом, тоже поддалась сомнениям: может, действительно «не будет»?

Знак собирать камни

Была. И осталась в памяти России как ПОБЕДНАЯ. Игорь Тихенко, ее свидетель, имел полное право на одушевление:

- Олимпиада… Семь лет мы нянчились с этим трудным «ребенком», строили развязки дорог, доводили до ума объекты, отлаживали инфраструктуру. Кажется, на последнем выдохе закончили: «Мы сделали это!». Но не успели набрать в грудь воздуха, рождается новый ребенок – Крым, который параллельно Олимпиаде перекочевал, а правильнее сказать, вернулся домой, под крыло Государства Российского. И Олимпиада, и Крым, думаю, знак всем нам: время собирать камни. С одной стороны, радость, а с другой – начало кровавой беды на Украине. Как месть за воссоединение русского Крыма с метрополией – война Украины с непризнанной Новороссией, обстрелы населения юго-востока, направленные на уничтожение русского мира в некогда братской республике. Во время Олимпиады информация с экранов телевизоров шла шокирующая. А у нашего президента – я видел его на открытии Олимпиады на трибуне – ни один мускул на лице не дрогнул. Таким Владимир Владимирович был и на хоккейных матчах, и на лыжных гонках. А если президент спокоен, значит, и нам не надо дергаться. Мы имеем право вместе с тысячами зрителей радоваться тому, что НАШИ побеждают, – так говорил Игорь, вспоминая недавние, но уже ставшие историческими события.

А я подумала: к сожалению, радовались далеко не все. На открытии Олимпиады от украинской делегации представлять свою страну вышел один-единственный спортсмен.

- Что это было? – спросила я моего собеседника.

- Это был демарш, – спокойно ответил он. – Спортсмен прошел по стадиону с «жовто-блакитным» флагом, потом подсел к своей команде, после чего все встали и ушли. Такая была установка. Между членами команд не было никаких разногласий, никакой агрессии, они нормально общались между собой и с другими командами, в том числе с российской. Я сам видел, как украинские спортсменки брали автограф у Путина. Выход делегации США сопровождался музыкальным шлягером «Гуд бай, Америка». Свое «Гуд бай!» наши паралимпийцы сказали американцам в хоккейном матче, где взяли реванш за провал на Олимпиаде российской сборной по хоккею. Ты не представляешь, как после этого встречали хоккеистов-паралимпийцев. Огромный зал весь как один вставал, когда на ледовое поле выезжали безногие спортсмены. Они вроде как сидели на колясках, но на самом деле – на санях. Сани держались на одном-единственном коньке. Хоккеисты отталкивались клюшками и неслись с огромной скоростью по стадиону – бились, рубились, побеждали. Что такое нестись на одном коньке, заточенном как бритва?! Это искусство и мужество немыслимое. Следж-хоккей, к слову сказать, выдумали американцы, трижды они были чемпионами мира, два раза олимпийскими чемпионами, один раз бронзовыми призерами. А НАШИ первый раз выехали на поле, дебютанты… Они настоящие мастера, на духе играли и выиграли.

- Ты представляешь, как на этих лезвиях можно «рубиться» и гонять на умопомрачительных скоростях? – спросила я тогда Игоря. И он ответил:

- Можно. Можно даже танцевать. Ты видела, как я танцую на коляске?

- А ты танцуешь на коляске?

- Да. Потом покажу…

Три полукольца – дух, душа и мужество

…Не показал. Но в то, что действительно танцует, причем лучше других, верю, потому что все, за что берется Игорь, он отрабатывает до совершенства. Так поступает не только мой друг, но многие из тех людей «с ограниченными возможностями», которые ВЫБРАЛИ жизнь. Каждый раз – преодоление себя, своей боли, слабости. Через невозможное – к победе. Я спросила у Игоря, видел ли он соревнования по слалому-гиганту, за которыми сама следила с восторгом и упоением. Оказалось, да, был там и все видел своими глазами.

-Представь, спускается совсем незрячий участник с верхотуры: трасса слалома-гиганта два километра. Это расстояние он буквально пролетает, достигает предпоследнего поворота и… падает. В этот момент кажется, что ты падаешь вместе с ним. Страшно. А каково ему?! Хорошо, когда все заканчивается без травм. Но так бывает не всегда. Думаю, для спортсмена-паралимпийца даже не боль самое ужасное, а очередная невозможность, скажем, участвовать в соревнованиях или тренироваться дальше. В слаломе принимают участие спортсмены с разными, скажем так, особенностями: одноногие, однорукие или вообще без рук. А слепые… Они летят вперед, ничего не видя, и едущий впереди проводник по рации передает: поворот направо, налево, впереди подъем, спуск... Скорость сумасшедшая – 110 километров в час. Какая нужна реакция и мастерство, чтобы все сделать вовремя и правильно!..

Или вот еще представь, спускаются с крутых склонов колясочники-опорники. На лыжи прилажена пружина, спорт-смен сидит на ней, как в следж-хоккее, только там он на коньке, а тут на лыже. Такая воля требуется спортсменам-инвалидам в этом виде спорта и такой самоконтроль, какие не снились нашим замечательным спортсменам без приставки «пара». В паралимпийском спорте все особое, даже символика своя: три полукольца, которые символизируют дух, душу и мужество.

Как было не согласиться с Игорем? Наши паралимпийцы действительно продемонстрировали высочайший дух, щедрую душу и беспримерное мужество. И был мощный положительный посыл как от победы России в соперничестве с другими странами, так и от всего, что увидели гости Олимпиады. Это и прекрасные новые здания, и по последнему слову оборудованные спортивные площадки, хороший сервис, дружелюбие и еще одно удивление – златоглавый храм, который внезапно возник невдалеке от Олимпийского. Между собой сочинцы уже назвали его Олимпийским. Это чудо, иначе не скажешь, получило вторую жизнь во время строительства Олимпийского комплекса. По словам Игоря Тихенко, первоначально возведение церкви не входило ни в какие планы. Летом 2012 года во время строительства новой дороги, ведущей в Олимпийский парк, были найдены остатки византийской базилики IX века. Это и стало стимулом к возведению храмового здания. 29 августа 2012 года торжественно освятили закладной камень собора в честь Нерукотворного Образа Спасителя. Буквально за полтора года на пустоши появилось великолепное сооружение. Храм был открыт по благословению патриарха Кирилла перед началом Олимпиады. Случайность? Может быть. А может, именно потому Олимпиада для России завершилась так успешно, что проходила она под приглядом высших сил.

* * *

Герб в подарок

Игоря Тихенко хорошо знают в Ставропольском региональном отделении Фонда социального страхования Российской Федерации. Пострадавший от тяжелой травмы на производстве, в течение 20 лет он получает выплаты, практически адекватные его заработной плате (на момент получения травмы); субсидии на лекарственные средства, ежегодные санаторно-курортные путевки, все положенные средства технической реабилитации. По словам Игоря Федоровича, без такой поддержки – «не только по должности, но и по душе» – он вряд ли смог бы быстро восстановиться и вернуться к активной жизни. Как автор герба города Благодарного в знак признательности первый оригинальный проект герба он подарил верным друзьям – специалистам филиала № 3 отделения фонда.

Тамара ДРУЖИНИНА, журналист, член СЖ РФ, заслуженный работник культуры РФ.
«Дух: возможности неограниченные»
Газета «Ставропольская правда»
17 декабря 2014 года