07:05, 12 декабря 2014 года

На Ставрополье продолжается работа по повышению энергетической эффективности экономики

- Соответствующие программы реализуются в регионе с 1996 года. Каких результатов удалось достичь?

- У каждой из программ были свои актуальные задачи, и Ставрополье успело накопить как положительный, так и отрицательный опыт работы по повышению энергоэффективности экономики. В частности, с 2009 года действовала программа «Энергосбережение, развитие возобновляемых источников энергии», охватившая практически все сферы хозяйственного комплекса края. Она также включала наиболее актуальные проекты по энергосбережению для муниципальных образований, организаций коммунальной инфраструктуры и промышленных предприятий. В итоге можно констатировать, что были реконструированы электрические и тепловые сети, установлены приборы учета ресурсов, модернизированы системы уличного освещения. На ряде бюджетных объектов, жилых зданий и на объектах санаторно-курортного комплекса функционируют установки, работающие на возобновляемых источниках энергии. Получена существенная экономия электроэнергии. За период действия программы по энергосбережению было реализовано 448 контрактов с использованием средств федерального и краевого бюджетов.

Отмечу особую важность проведения энергетических обследований и выявления потенциала энергосбережения организаций и учреждений бюджетной сферы края. Но, к сожалению, в этом процессе мы столкнулись с рядом организационных и административных проблем. В частности, очевидно несовершенство нормативных и методических документов по разработке и формированию программ энергосбережения в бюджетных организациях, есть проблемы недостаточной квалификации и опыта энергоаудиторов, а также инструментального оснащения их деятельности. Тем не менее работа по проведению энергетических обследований и получению энергетических паспортов потребителями края в основном завершена.

- Как известно, с принятием в 2009 году Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» изменилась вся нормативная база энергосбережения. Каких дополнительных действий это потребовало?

- В настоящее время в крае создана нормативно-правовая база, которая позволяет оперативно решать задачи повышения энергоэффективности региональной экономики.

Одновременно с совершенствованием нормативно-правовой базы значительное внимание уделялось подготовке кадров. Было организовано обучение специалистов, ответственных за энергосбережение и повышение энергетической эффективности в организациях и учреждениях бюджетной сферы края. Всего с 2011 года по настоящее время прошли подготовку 953 ответственных за энергосбережение в организациях и учреждениях бюджетной сферы края, в том числе в текущем году 458. Эту практику мы будем использовать и в дальнейшем.

В то же время для решения задач по повышению энергетической эффективности краевой экономики нам необходимо в ближайший период сосредоточить усилия на выработке и реализации новых управленческих решений и механизмов. В частности, в начале текущего года Министерством энергетики РФ предложена новая система управления энергоэффективностью на региональном уровне, которую рекомендовано реализовывать всем субъектам.

Ее внедрение даст возможность вовлечь региональные отраслевые органы власти, сфокусировать бюджетные средства на привлечении финансов коммерческих организаций и сформировать комплексную систему учета и мониторинга в сфере энергоэффективности. Соответственно, нам предстоит провести работу по корректировке региональной и отраслевых программ энергосбережения. При этом они должны быть скоординированы между собой по содержанию, срокам, ресурсному обеспечению, исполнителям, формам финансового обеспечения и показателям оценки эффективности реализации мероприятий и проектов. Здесь хотел бы особо подчеркнуть, что при новой системе управления большая ответственность ложится на отраслевые органы исполнительной власти.

- Одним из наиболее эффективных путей реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности считается внедрение энергетического менеджмента. На Ставрополье планируют перенимать этот опыт?

- Мы уже работаем в этом направлении. Как показывает опыт других регионов, это реальный инструмент повышения эффективности и снижения затрат. Надеюсь, его внедрение позволит создать в крае постоянно действующую систему управления энергопотреблением, значительно оптимизировать объемы энергетических затрат в бюджетных организациях, прогнозировать и контролировать процессы выработки, транспортировки и использования необходимого количества энергоресурсов для обеспечения хозяйственной деятельности объектов.

Мы уже провели ряд мероприятий. Например, в июне министерство энергетики, промышленности и связи СК совместно с научно-техническим советом Ставропольского ЦНТИ провело рабочее совещание с участием специалистов в области энергоменеджмента. По итогам совещания были даны рекомендации по внедрению в организациях и предприятиях края системы энергоменеджмента.

В целях максимального привлечения внебюджетного финансирования минпром совместно с краевым центром энергосбережения используют ряд инструментов, рекомендованных на федеральном уровне. В том числе энергетический сервис. В соответствии с требованиями упомянутого 261-го Федерального закона реализация мероприятий по энергоэффективности в бюджетной сфере должна осуществляться за счет выполнения энергосервисных контрактов, в которых оплата работ по реализации энергосберегающих мероприятий проводится за счет фактически достигнутой экономии энергоресурсов.

- Однако многие специалисты признают, что энергосервисная деятельность в крае пока «буксует», несмотря на очевидные преимущества данной формы договорных отношений. С чем это связано?

- Существуют факторы, которые сдерживают внедрение энергосервисных контрактов в бюджетной сфере. Прежде всего это отсутствие исчерпывающей нормативно-правовой базы, регулирующей этот вид договорных отношений. Бюджетную сферу отличают негибкость бюджетного законодательства и жесткий порядок распределения средств. Более того, отдельные руководители организаций и учреждений не умеют работать по нестандартным схемам. Как правило, срок окупаемости энергосервисного контракта превышает срок бюджетного планирования, что вызывает сложности оплаты выполненных работ в организациях бюджетной сферы.

В этой связи минпрому края совместно с заинтересованными органами исполнительной власти необходимо проанализировать эти факторы, провести работу по привлечению энергосервисных компаний к финансированию мероприятий на объектах бюджетной сферы Ставрополья.

- В последнее время все больше внимания уделяется вопросу создания комплексной системы учета и мониторинга в сфере энергоэффективности. Что необходимо для успешного продвижения системы в крае?

- Подобная система крайне необходима для реализации государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности. Сегодня в этом направлении уже делаются первые шаги. В частности, министерство энергетики, промышленности и связи СК прорабатывает с рядом компаний вопрос реализации проекта «Создание и эксплуатация ситуационного центра энергоэффективности и энергосбережения «ЭнергоГуберния – «Ставрополь» для государственных (муниципальных) учреждений и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края». На первом, организационном этапе на базе единого диспетчерского пункта планируется создать программно-аппаратный комплекс, позволяющий дистанционно считывать показания приборов учета потребления энергетических ресурсов на подключенных объектах: организациях социальной сферы, зданиях органов власти, многоквартирных домах и частных домовладениях.

Юлия ПЛАТОНОВА
«Все ресурсы – под учет»
Газета «Ставропольская правда»
12 декабря 2014 года