06:51, 5 декабря 2014 года

В краевом минсельхозе обсудили техническую модернизацию АПК Ставрополья

Сегодня модернизация машинно-тракторного парка края актуальна, как никогда. В карете прошлого далеко не уедешь, отмечали участники коллегии, тем более в условиях импортозамещения, увеличения объемов сельскохозяйственной продукции. Как отметил на коллегии заместитель министра сельского хозяйства Сергей Ридный, за пределами амортизационного срока эксплуатируется 59 процентов техники. Надо сказать, темпы ее «старения» замедляются. В 2010 году этот показатель был 67 процентов. Для своевременного и качественного проведения уборки урожая в этом году пришлось привлечь 1652 зерноуборочных комбайна «со стороны», в т.ч. из других регионов. Это дало возможность снизить нагрузку на один агрегат со 190 до 145 гектаров и провести уборку в более сжатые сроки, несмотря на обилие осадков.

Аграрии понимают, что без технической модернизации сельскохозяйственного производства невозможно своевременно и качественно проводить весь цикл полевых работ. Почти за пять лет ставропольские крестьяне приобрели около семи тысяч единиц различных агромашин. Как было отмечено на встрече, аграрии края активно участвуют в программах субсидирования приобретения сельскохозяйственной техники. На условиях софинансирования из федерального и краевого бюджетов предоставляются государственные бонусы на возмещение части затрат на уплату процентов по займам, полученным в банках и кредитных потребительских кооперативах. Эти средства идут на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей, сельскохозяйственной техники и оборудования.

Из региональной казны предоставляются субсидии на возмещение части стоимости приобретенных технических средств и оборудования в размере 30 процентов. В этом году данным механизмом поддержки воспользовались более ста хозяйств, в том числе 62 фермерских. Они закупили 243 единицы техники, произведенной предприятиями регионального сельхозмашиностроения. В основном это почвообрабатывающие комплексы. Как подчеркнул замминистра на коллегии, бюджетный транш в 30 миллионов рублей, выделенный по этому направлению государственной поддержки, освоен полностью.

Кроме того, за счет средств федерального бюджета поддерживаются предприятия, реализующие свою продукцию аграриям со скидкой не менее 15 процентов. Этим направлением господдержки в крае воспользовались более девяноста сельхозпрозводителей, половина из которых – крестьянские (фермерские) хозяйства.

Как того требует норма, ежегодно в крае необходимо обновлять две тысячи тракторов, 650 зерноуборочных и пятьдесят кормоуборочных комбайнов, а также около пяти с половиной тысяч единиц прицепных агрегатов. По словам Сергея Ридного, принимаемые правительством СК меры не только оказывают поддержку крестьянам в обновлении парка машин и оборудования, но и способствуют дальнейшему развитию и поднятию престижа предприятий регионального машиностроения.

Вместе с тем его возможности сегодня ограничены выпуском в основном почвообрабатывающей и посевной техники. При приобретении сложных сельскохозяйственных комплексов – тракторов, комбайнов, мелиоративной и другой продукции – никаких субсидий аграрии Ставрополья, к сожалению, не получают. Учитывая это, сейчас в краевом минсельхозе разрабатывается пакет предложений для федерального аграрного ведомства по возможному увеличению размера субсидий производителям сельскохозяйственной техники России.

Одна из ближайших задач регионального агропрома – в ближайшие пять лет довести энергообеспеченность сельскохозяйственного производства до уровня 170-172, как говорят специалисты, лошадиных сил на сто гектаров пашни (против нынешних 164), снизить количество техники, работающей за пределами амортизационных сроков с 59 до 58 процентов.

На коллегии была затронута еще одна болезненная тема для всех российских аграриев – рост цен на дизельное топливо. Это одна из основных статей затрат при выполнении всего комплекса сезонных полевых работ и солидная, если не львиная, доля в себестоимости сельхозпродукции. Так, например, в прошлом году крестьяне на покупку «горючки» выложили из своего кошелька около восьми миллиардов рублей (при общей господдержке всей отрасли в год свыше шести миллиардов рублей), в том числе на дизельное топливо около семи миллиардов, бензин – 748 миллионов, на моторное масло – 340 миллионов рублей.

Причем в рамках несвязанной поддержки в прошлом году субсидии по топливу составили всего 225 с небольшим миллионов рублей. По мнению многих участников коллегии, весьма оптимальным, а главное, продуктивным стал бы переход к проверенной и в полной мере оправдавшей себя форме выделения аграриям на сельскохозяйственные работы дизельного топлива по сниженной цене. Такой вид поддержки, убеждены сами агропроизводители, незамедлительно скажется на объемах и качестве производства сельскохозяйственной продукции. А самое главное – на гарантированном обеспечении продовольственной безопасности государства, которой сейчас придается стратегическое значение.

«В карете прошлого далеко не уедешь»
Газета «Ставропольская правда»
5 декабря 2014 года