06:52, 28 ноября 2014 года

Как автолюбители пытаются нажиться за счет страховых компаний

 Однако, надо признать, что российский человек не лыком шит, и обмануть страховую в определенных кругах считается признаком хорошего тона. В каких кругах? Да все в тех же, автолюбительских. Ведь, по статистике, до 70 процентов всех случаев страхового мошенничества приходится именно на автострахование. Кое-кто из автовладельцев быстро смекнул, что с помощью ОСАГО и КАСКО можно если не озолотиться, то существенно поправить свои дела за счет страховой компании. Существует несколько видов мошенничества в страховой сфере, связанных с особенностями ОСАГО. Поговорим о самых распространенных из них.

Эх, раз, да еще раз...

Один из самых распространенных способов - страхование автомобиля сразу в нескольких компаниях. И требование выплат в случае ДТП сразу со всех них. Правда, с введением в прошлом году в действие единой базы по ОСАГО, случаи «двойного» страхования по автогражданке резко сократились. По утверждениям руководителей Российского Союза Автостраховщиков, еще в конце 2013 года в базу было занесено практически 100% договоров, заключенных за два прошлых года. Разумеется, пополняется база и за счет поступления новых, текущих сведений. Однако и здесь есть свои подводные камни в плане полноты и достоверности данных - база историй страхования по ОСАГО до сих пор содержит некоторые технические ошибки, причем как в пользу страхователей, так и в пользу страховщиков. Поэтому случаи «двойной страховки» до сих пор имеют место быть. Как и более хитрый способ получить двойную выплату - когда в одной компании автовладелец страхует своего «железного» коня по ОСАГО, а в другой — по КАСКО. И практически в ста процентах случаев получает двойную компенсацию. Ведь базы данных по КАСКО как не было, так и нет. А практика страховщиков направлять запросы в компании коллег, чтобы узнать, не «засветился» где-нибудь еще их клиент, малоэффективна. Во-первых, запрос может не дойти до адресата, его могут забыть рассмотреть и т. д. и т. п.

Близнецы-братья

В этой схеме «участвуют» два совершенно одинаковых автомобиля: марка, модель, комплектация, цвет, желательно год выпуска. Между этими «близнецами» лишь одно отличие — один в хорошем состоянии, другой — битый. Злоумышленники подбирают два похожих автомобиля: один — в хорошем состоянии, чтобы купить для него полисы в нескольких страховых компаниях, другой — битый, чтобы требовать по нему выплаты. В этом случае, само собой разумеется, мошенники стараются заручиться поддержкой «своего» человечка в страховой компании. Он «не заметит» несоответствие номеров двигателя, кузова и прочие нюансы между застрахованным автомобилем и «битышем», предъявленным для оценки ущерба.

Сложно обойтись без «своего человечка» и в следующем случае, который можно назвать «авария после аварии». Этот вид жульничества прост, как пареная репа и одновременно достаточно сложен для расследования. Классический вариант: человек разбил свою машину об столб, отбойник, забор, но КАСКО у него нет. Как ему получить деньги на ремонт? Тут на помощь приходит «доброволец» и с его страховка по ОСАГО. «Доброволец» совершает наезд на машину «пострадавшего» и полностью признает свою вину. Страховой случай? Несомненно. Страховая выплачивает крупную сумму, часть которой отдается помощнику в мошенничестве, а остальное тратится на починку автомобиля. В разных интерпретациях трюк с такой аварией исполняется довольно часто. А вот раскрывается такое мошенничество только в тех случаях, когда характер повреждений не совпадает с обстоятельствами ДТП, указанными водителями-мошенниками. Главная сложность для мошенников в обманном получении выплаты заключается в том, чтобы не сильно покалечить вторую, «виновную» машину: ведь за нее никто не заплатит, если нет КАСКО. Согласитесь, когда один автомобиль разбит вдребезги, а на втором лишь разбито зеркало или фара - это вызывает подозрения. Вот в этом случае на помощь и приходит «свой человечек» в страховой. «Свой» страховщик постарается поменьше, насколько это возможно, уделять внимания делу. Он может не проводить дополнительные проверки, либо проводить их поверхностно. И дело в шляпе.

Свои люди - сочтемся

Впрочем, «своими» могут быть не только страховщики, но и сотрудники ГИБДД медики. Так, первые могут «пойти навстречу» автовладельцам, чьи транспортные средства были повреждены, но ситуация при этом не вписывалась в рамки страхового случая. Оформляя поддельные документы за вознаграждение, они предоставляют водителям возможность получать страховые выплаты, которые им не причитаются. Такой факт, например, зарегистрирован на днях в Шпаковском районе. Здесь местные стражи дорог «нашли общий язык» с нечистоплотными автовладельцами и, видимо, за определенное вознаграждение «нарисовали» нужные протоколы и прочие документы по оформлению ДТП. Как рассказали в пресс-службе СУ СКР по СК, двое мужчин, чтобы получить страховые выплаты, инсценировали дорожно-транспортное происшествие с участием двух автомобилей. «Спектакль с аварией» был устроен с единственной целью — выдать старые «раны» на одном из авто за свежие. А стражи дорог согласились оказать содействие в совершении мошенничества. Они составили подложную схему происшествия, справку о дорожно-транспортном происшествии и постановление о наложении административного штрафа, которые были переданы одному из инсценировщиков ДТП. Который с этими документами обратился в страховую компанию для получения страховых выплат по ОСАГО и КАСКО на общую сумму 720 тысяч рублей. Но сотрудники страховой компании, проверяя факт, установили, что указанные в документе повреждения были зафиксированы еще тогда, когда автомобиль принадлежал не нынешнему, а прежнему владельцу. И, кстати, на их ликвидацию страховая компания в свое время произвела выплаты. Сейчас за пособничество в мошенничестве и служебный подлог в отношении инспекторов ДПС возбуждено уголовное дело, они находятся под стражей. Не исключено, что дорожных полицейских ждет реальное лишение свободы — как, например, их самарских коллег, также промышлявших пособничеством автомошенникам. Судьба же «режиссеров» аферы пока неизвестна. Но, как показывает практика, в таких случаях ловкие автовладельцы отделываются легким испугом: они получают условный срок и несколько десятков тысяч рублей.

Автоподставы

Уже ни для кого не секрет, что не все автомобильные аварии случайны. Есть люди, которые зарабатывают деньги, специально «подставляя» машину под чужой бампер и получая страховку. Эти мошенники с помощью «своих» свидетелей либо сотрудников ГИБДД, либо тех и других вместе взятых доказывают, что они не виновны в аварии и страховая компания платит им за полученный ущерб по закону об обязательном страховании автогражданской ответственности.

Набирает популярность в народе и так называемая «коробочка», в которой участвуют уже два авто злоумышленников — машина, которой требуется ремонт за чужой счет и машина «помощника» с неплохими навыками вождения. Суть такая: первым по шоссе едет машина помощника, вторым - автомобиль жертвы, ни о чем не подозревающего человека, третьей - поврежденная машина, на которую и будет получена страховая выплата. Первая машина резко тормозит, второй водитель (жертва), чтобы избежать столкновения, бьет по тормозам, и тут в нее врезается автомобиль мошенника. Помощник, идущий первым, тут же жмет на газ и исчезает. Ну или остается, как «свидетель» ДТП, дающий «правильные» показания.

Я его слепила, из того, что было...

По правилам автогражданки при расчете размера страховой выплаты все поврежденные детали оцениваются с учетом износа - а, проще говоря, по сроку службы. Из-за этого при страховом случае со старым автомобилем отремонтировать его на полученные деньги попросту невозможно. Чтобы «восстановить справедливость», автовладельцы прибегают к такой уловке: при оценке повреждений записывают в акт как можно больше деталей. По закону в течении нескольких дней после извещения о ДТП страховая компания должна оценить ущерб. Если авто не на ходу, то лишь в редких случаях для этого выезжает оценщик компании, и если он не прибыл в указанный срок, автовладелец вправе обратиться к независимым экспертам. И ничего не стоит за эти пять дней насобирать на помойке битых запчастей и временно поставить их на свою машину, или на худой конец уговорить независимого эксперта не мелочиться.

Есть и более изощренные методы выуживания денег с помощью автохлама. Так, например, разбить свою машину, застрахованную в какой-либо страховой до такой степени, чтобы от нее остались лишь «годные останки». А потом купить такую же новенькую машину, застраховать ее в другой компании. Следующий шаг - время от времени «навешивать», к примеру, бампер и крылья от разбитой машины на новую, инсценировать ДТП и обращаться за выплатами.

Конечно, по мере возможностей компании стараются бороться с мошенниками, создавая в своей структуре специальные отделы, проводя расследования по подозрительным случаям, однако к более радикальным мерам, например, инициировать в отношении горе-клиента возбуждение уголовного дела, прибегать пока не торопятся. Старясь разрешить подобные конфликтные ситуации в приватном порядке. Ведь в сфере автострахования царит жесткая конкуренция и компании видят друг в друге скорее не товарищей по несчастью, а соперников, и предпочитают платить, а не наказывать мошенников. Очевидно, финансовый ущерб, который может причинить отток клиентов к конкурентам, пока еще намного больше тех неприятностей, которые доставляют компаниям «безобидные» преступники.