Губернатор Ставрополья предложил проверять чиновников на детекторе лжи
Первым на повестке дня стоял вопрос о профилактике нарушений, совершаемых краевыми государственными и муниципальными служащими. Это и взяточничество, и лукавство в предоставлении деклараций о доходах и расходах чиновников и членов их семей, и конфликт интересов. Причем наглядные примеры обнаружились прямо в зале заседаний. Так, отчет и.о. главы администрации города Минеральные Воды Бориса Донцова об антикоррупционной работе, больше похожий на победную реляцию, глава края не принял. А отметил, что у самого Б. Донцова наблюдается конфликт интересов. В частности, несколько организаций, выигравших муниципальный конкурс на оказание услуг в сфере ЖКХ, оказывается, принадлежат людям, весьма близким и.о. главы администрации Минвод. Поэтому, распорядился В. Владимиров, антикоррупционный отчет Б. Донцова повторно должен быть заслушан в присутствии главы города и депутатов Думы Минеральных Вод.
В. Владимиров предложил подумать над таким вопросом, как тестирование чиновников на «детекторе лжи» на предмет склонности к совершению коррупционных действий. Целесообразность проведения подобной процедуры глава Ставрополья мотивировал тем, что такая практика, как проверка на полиграфе на «профпригодность», успешно используется в правоохранительных структурах при назначении, повышении, приеме на службу. При том что такой тест не может служить единственным критерием назначения человека на должность, он тем не менее позволяет выявить ценностные ориентиры претендента на то или иное кресло.
Вторым вопросом обсуждения стала проблема нарушений, допускаемых при проведении процедур государственных и муниципальных закупок. А неразберихи, столь благоприятной для совершения коррупционных действий, в этой сфере, как выяснилось, предостаточно. Ведь только ФЗ № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за год своего действия четырежды подвергался редактированию. Поэтому слабо наработана правоприменительная практика и недостаточен контроль в этой сфере, чем не преминули воспользоваться те, кто нечист на руку.
Так, в своем докладе и. о. прокурора края Василий Щербаков рассказал, что в ходе надзора за соблюдением закона в области закупок для государственных и муниципальных нужд с начала года «оком государевым» выявлено более 2,5 тысячи нарушений, почти половина из которых содержит коррупционную составляющую. По этим фактам есть и возбужденные уголовные дела, около 50 должностных лиц привлечены к административной ответственности, 700 – к дисциплинарной.
- Настораживает устойчивая тенденция, когда контракт заключается без проведения соответствующих процедур, с единственным поставщиком, – обрисовал ситуацию В. Щербаков. – Не секрет, что еще на стадии подготовки документации недобросовестными заказчиками составляются такие технические задания, соответствовать которым может всего одна фирма. При этом отсекаются от участия в конкурсе остальные добросовестные поставщики. И делается это в львиной доле случаев умышленно, чтобы победителем стала определенная организация. Так, из общего числа заключенных в прошлом году в крае муниципальных и гос-контрактов на сумму свыше 39 млрд рублей 90 (!) процентов контрактов было заключено с единственным поставщиком. Конечно, закон такое право заказчику предоставляет – заключать договор с единственным претендентом, удовлетворяющим условиям. Но в исключительных случаях, а не как у нас в крае. К примеру, администрацией города Ессентуки по надуманным основаниям были исключены два из трех участников аукциона. В результате муниципальный контракт на сумму более
118 млн рублей на строительство детского сада был заключен с единственным поставщиком, заявка которого также не соответствовала заявленному техническому заданию. А администрацией Пятигорска муниципальный контракт на изготовление и установление металлических конструкций на сумму 4 млн рублей заключен вообще без проведения процедуры торгов.
Конечно, в отношении многих организаторов таких лоббистских схем уже возбуждены уголовные дела, некоторым вынесены приговоры. Но проблема никуда не делась.
Еще одной головной болью можно назвать и недобросовестных победителей конкурсов. Выигрывая тендер, такие господа получают деньги за планируемый объем работ или услуг. И на этом все. Работы не ведутся, услуги не предоставляются, товара нет как нет. Суды по таким делам длятся годами, а бюджетные деньги вернуть бывает проблематично. Губернатор предложил составить и опубликовать в свободном доступе реестр недобросовестных поставщиков, куда вносить не только юридические лица, как сейчас, но и физические: с фамилией, именем, отчеством. Дабы не повторялась такая ситуация, когда недобросовестный «бизнесмен» учредит одну фирму, а когда та попадет в «черный список», создает вторую, третью, десятую и вновь принимает участие в торгах, имея возможность выигрывать их и прикарманивать денежки.
- Недопустимы и ситуации, когда одна и та же работа оплачивается годами, – отметил В. Владимиров. – Как, например, дело с расчисткой русла реки Бурукшун, длящееся уже семь (!) лет. Ежегодно фирма – «речной чистильщик» – выигрывает конкурс на этот вид деятельности, ежегодно суммы растут, а русло как было в запущенном состоянии, так и остается.
В. Владимиров обратил внимание контролирующих органов на то, что сегодня доля участия субъектов малого и среднего предпринимательства в исполнении государственных заказов и контрактов остается по-прежнему низкой. В то время как она должна составлять не менее 20 процентов. Глава края поручил профильным структурам принять меры для достижения этого показателя. Он также поддержал предложение о том, чтобы исполнение всех государственных контрактов проходило при банковском сопровождении. Соответствующий вопрос будет проработан в министерстве финансов края.
Одобрение губернатора вызвало и предложение зампреда ПСК – министра финансов края Ларисы Калинченко, предложившей установить потолок для чиновничьих аппетитов. Например, если какое-то краевое министерство или администрация муниципального образования пожелают приобрести для своих нужд тот же автомобиль, то он не должен быть дороже определенной и, главное, разумной цены. Такая система уже работает в отношении закупок для нужд федеральных структур, и этот опыт целесообразно распространить на региональном уровне. Иначе и дальше будут происходить абсурдные ситуации, когда глава какого-нибудь муниципалитета, имеющего дефицитный бюджет, массу нерешенных проблем с дорогами, ЖКХ, социалкой, закупает для своих «служебных нужд» авто стоимостью в несколько миллионов рублей.
Для решения этих вопросов был предложен ряд конкретных мер и действий, направленных на предупреждение коррупционных проявлений среди чиновничества и обеспечение прозрачности, открытости, большего контроля в сфере закупок.
Последним вопросом в повестке дня стало создание совета старейшин при межведомственном совете при губернаторе по противодействию коррупции. В его состав вошли председатель краевой Общественной палаты Николай Кашурин, Уполномоченный по правам человека в СК Алексей Селюков и председатель комитета Думы края по безопасности, межпарламентским связям, ветеранским организациям и казачеству Петр Марченко.
26 ноября 2014 года