Какие премьеры представит ставропольский театр драмы в новом сезоне
- Евгений Иванович, так случилось, что театр, еще не начав сезон, все же его как бы и открыл... Имею в виду широко обсуждаемую в обществе премьеру первых дней октября – «Колыбельную для Гамлета», постановку международной группой пьесы Шекспира.
– Это было связано с графиком работы наших зарубежных партнеров по проекту, они не могли ждать середины октября, поэтому «Гамлета» публика смогла увидеть еще в «межсезонье». Могу с удовлетворением сказать, что этот наш эксперимент удался. Думаю, зритель получит массу новых ощущений от такой абсолютно необычной постановки, а актеры театра, особенно занятые в этом спектакле, несомненно, приобрели уникальный опыт в реализации своего творческого потенциала. Кстати, уже после первого показа мы услышали много высказываний от зрителей, которые, в частности, отмечают, что театр идет в верном направлении. В двадцать первом веке обратиться к пьесе, написанной Шекспиром 450 лет назад, и сделать это интересно, современно, согласитесь, достаточно смелый шаг.
– По городу уже пошли всевозможные слухи про «не такого» Гамлета, что это совсем не то, к чему мы привыкли, и людям пока трудно представить: как это – Гамлет в клиповом построении, Гамлет музыкальный?..
– Между тем в спектакле при всей его необычности все точно выстроено по сюжету, и если какие-то сцены идут «пунктиром», как эпизод с Офелией, сошедшей с ума, все равно зритель все понимает, а зритель молодой вообще воспитан на так называемом клиповом восприятии всего, что происходит и в жизни, и на сцене. Вектор нового века таков, что ничего не надо «разжевывать». Я очень рад, что наши артисты смогли создать яркий спектакль, никого не оставляющий равнодушным, а главное, что актеры «проживают» от начала и до финала свои роли. Да и сами они просто преобразились! Мне кажется, здесь все удачно совпало – и приезд интересных режиссеров, и готовность актеров к такой необычной работе.
– Видимо, театр в целом в своем нынешнем состоянии созрел для этого шага.
– Один известный наш культуролог справедливо заметил: театр сейчас находится на изломе, и вы правильно сделали, что взяли именно «Гамлета» в таком исполнении. Поразительно, но даже некоторые вроде бы далекие от театра люди высказывали понимание всей глубины постановки...
– Казалось бы, такая «неприкосновенная» классика, закрепившаяся в веках...
– Она в веках действительно закрепилась, но ведь мы знаем столько примеров новаторства в ее трактовках... Знаменитый Евгений Миронов один играет весь спектакль... То есть, в принципе, наш Гамлет – это не ноу-хау в театре вообще. Но кое-какими нашими идеями он, естественно, наполнен.
– Евгений Иванович, позвольте уточнить: для нас, ставропольских зрителей, это все равно ноу-хау. Мало ли кто где чего-то ставил, мы же этого не видели. А увидели у вас.
– Да, это продукт чисто наш, ставропольский! Спектакль, как мы говорим, «цепляет людей». Уже одно это – показатель успеха.
– Ну а собственно сезон открывается пьесой Лермонтова...
– Театр много лет с честью носит имя Михаила Юрьевича, чье творчество всегда находило отражение в нашей афише. Теперь имеющийся в репертуаре «Герой нашего времени» дополнится «Маскарадом». Который, признаюсь, весьма трудно нам дался, уже год над ним работаем, должны были им закрывать прошлый сезон, но по непредвиденным техническим причинам отложили на осень.
– Почему была выбрана именно пьеса «Маскарад»?
– Прежде всего потому, что в труппе подросли актеры, которые прямо-таки созданы для этой постановки. Сыграло свою роль и желание постановщика – давнего друга нашего театра народного артиста России Юрия Еремина, которого по праву считают одним из выдающихся режиссеров России. В 1995 году к 150-летию театра мы уже ставили «Маскарад». Но каждый режиссер по-своему видит драматургический материал, и нынешняя наша постановка совершенно отличается от предыдущей. Начиная с оригинальнейшего художественного оформления, придуманного самим Юрием Ереминым. У него вообще масса интересных задумок, к примеру, в спектакле не будет обычной «маскарадной» массовки, у нас маскарад будет присутствовать на сцене в другом виде... Подробностей раскрывать не буду, но лишь замечу, что с первых месяцев работы над лермонтовской пьесой постановку сопровождает некая мистика, как это уже бывало в истории с лермонтовскими произведениями...
– Публика обратила внимание и на новые интригующие афиши с названиями других театров...
– Да, с 25 октября у нас пройдет Межрегиональный фестиваль «Театральные встречи на Кавказе. Лермонтов и Кавказ», также посвящаемый 200-летию поэта. В его программе целый ряд привлекательных постановок – «Маскарад» из Ростова-на-Дону, «Мцыри» – полифоническое прочтение поэмы Школой драматического искусства (Москва), ставропольский – «Герой нашего времени», литературно-музыкальный вечер «И звезда с звездою говорит» Пятигорской оперетты... В финале – наш «Маскарад». Уверен, ставропольскому зрителю есть что посмотреть в дни фестиваля.
Затем мы готовим к выпуску яркий, веселый спектакль «Ох уж эта Анна» по пьесе французского комедиографа Марка Камолетти, ставит ее заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков, а в главной роли – народная артистка России Наталья Зубкова. Сыграем и современную пьесу Никиты Воронова «Страсти по Торчалову»: кратко охарактеризовать ее можно как размышления об ответственности каждого человека за всю прожитую жизнь. Таких, увы, мало в нашей драматургии, и вот за нее взялась в качестве уже режиссера Наталья Зубкова. Премьера в начале декабря. К Новому году по традиции выпустим сказку «Новогодние приключения гномов» нашего автора - заслуженного артиста России Михаила Новакова. В начале 2015 года планируем работу над очень интересной новой комедией-фарсом Александра Коровкина «Тетки». 70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвятим «В списках не значился» Бориса Васильева.
– Вашу труппу недавно пополнили интересные артисты, волею судьбы переехавшие в Ставрополь из Донецкой области...
– Да, в августе к нам обратились актрисы Донецкого академического музыкально-драматического театра Яна Зубарева и Елена Лопатина, которые мгновенно влились в коллектив: обе не только играют в «Гамлете», но и вся музыкальная часть спектакля – это их работа, глубоко и органично вписавшаяся в ткань постановки. Да и сами актрисы пришлись нам ко двору. А за ними приехал Владимир Квасница, тоже из Донецкого театра, обладатель великолепного голоса, лауреат многих музыкальных фестивалей. Думаю, тоже хорошее приобретение для нас. Вообще, свежая кровь всегда полезна каждому коллективу.
– Сезон, как видно, обещает многое. Чего бы вам хотелось пожелать себе в этом сезоне?
– Неиссякаемой любви зрителя. Чтобы театр не обманывал зрительских ожиданий. Чтобы каждый пришедший в зрительный зал получил что-то для себя. Люди по-разному приходят в театр. Одни – посмеяться, другие – попереживать... Мы рады, что у нас очень хороший зритель, отзывчивый, талантливый, всепрощающий. Это отмечают даже приезжие звезды. Не могу не добавить, что к началу сезона вновь открываем музей театра, пока только с лермонтовской темой, а к нашему юбилею насытим его своей историей.
– Евгений Иванович, а вам как актеру доводилось играть в спектаклях на лермонтовскую тему?
– Да, играл Мартынова в спектакле «Поручик Лермонтов» Константина Паустовского. Помню, каждый раз у меня сжималось сердце, когда надо было поднимать в руке пистолет... Звучал вальс Хачатуряна, крутился круг в центре сцены, и в определенный момент раздавался выстрел. Вот так я много раз «убивал» Лермонтова, которого играл прекрасный наш актер Саша Михайличенко.
– Такова актерская судьба: кто-то должен играть и Мартынова...
– Конечно. Замечу, я его для себя оправдывал... Чтобы свое сердце не разрушалось, потому что убивать человека, даже играя на сцене, очень тяжело! Мне помогло то, что много читал о Михаиле Юрьевиче, который был чрезвычайно сложной, далеко не однозначной личностью. Недаром во всех его героях невольно слышится «печальный демон, дух изгнанья»... А тот спектакль, поставленный заслуженным деятелем искусств РФ Алексеем Малышевым, был необычайно ярким, с интересными актерскими работами. Для своего времени он тоже был открытием для Ставрополя, для театра...
– Вот, кажется, еще одно яркое подтверждение крепкой традиции театра – потрясать сердце зрителя, открывать ему что-то новое даже в хорошо известном...
10 октября 2014 года