В Общественной палате Ставрополья обсудили перераспределение полномочий между муниципальной и региональной властями
Как пояснил председатель палаты заслуженный юрист РФ Николай Кашурин, в мае Госдума РФ приняла закон, предполагающий изменения в порядке организации местного самоуправления. Соответствующие поправки Дума СК должна внести в краевое законодательство не позже ноября.
Как звучало в выступлениях, главным образом от представителей ученого сообщества и действующих глав муниципалитетов, в крае сложилась следующая практика: в подавляющем большинстве районов народ выбирает депутатов, а они из своего числа избирают главу муниципалитета. Глава же администрации назначается, причем выбирают управленца, или сити-менеджера, на конкурсной основе. Плюсом такой системы был назван тот факт, что в случае его неэффективной работы производится кадровая замена, тогда как с выборной должности уволить управленца очень трудно.
Подобный опыт реализован и в городах, где до этого действовала система прямых выборов главы администрации. Как пояснил руководитель Кисловодска Сергей Финенко, новая система позволила сохранить в бюджете Кисловодска 4 млн рублей, которые предполагалось потратить на выборы главы города. За счет сэкономленной суммы отремонтировали крышу одной из школ Кисловодска и два детских сада.
Обсуждая вопрос перераспределения полномочий, Николай Кашурин отметил, что муниципалитетам по новому федеральному закону вменяется 13 полномочий. Остальные распределяются между муниципалитетом и региональным центром решением краевого парламента. Причем теперь полномочия будут обеспечиваться бюджетными деньгами, что очень важно.
Н. Кашурин также отметил, что такие полномочия, как лесопользование, землепользование и градостроительство, в муниципалитетах зачастую осуществляются неэффективно – леса вырубаются, земли под ними переводят в другие категории и застраивают; города изуродованы точечной застройкой, при планировании которой не учитываются возможности коммунальных сетей. Нередки случаи, когда под снос идут памятники истории и архитектуры для освобождения «нужного» места. При этом управы на муниципальную власть у краевых профильных министерств никакой нет. Муниципалитеты вопросы землепользования, лесопользования и градостроительства в соответствии с действующим законом контролируют сами.
Был приведен такой пример. Власти Ставрополя перевели значительную часть городских лесов в категорию «лесопарковая зона». Разница, на первый взгляд, неочевидна, но правовой режим у «городского леса» и «лесопарка» разный. В парке можно создавать культурную, спортивную, развлекательную, оздоровительную инфраструктуру. В Русском лесу построили коттеджный поселок, назвав проект «оздоровительным комплексом коттеджей». Другой пример – за время демографического кризиса здания многих детских садов были муниципалитетами проданы. И теперь, когда рождаемость наконец превысила смертность, садов для детей нет и вернуть их невозможно.
По итогам заседания Общественной палаты СК было поддержано предложение передать контрольные функции за эффективностью муниципального лесо- и землепользования, а также градостроительства на краевой уровень. Изложенное в письменном виде коллективное мнение представителей общества передано губернатору и в Думу края.
8 октября 2014 года