07:05, 5 сентября 2014 года

Кисловодский театр-музей «Благодать» представил новый спектакль «Пока горит свеча»

У поэта нет биографии, у него есть только судьба. И судьба его – судьба его родины.

Александр Блок.

Истоки памяти

Мы редко задумываемся о том, что сохраняет наша память. Она выборочная уже в первом поколении. А во втором? А в третьем? Имя иерея Дмитрия Клепинина, священномученика и нашего земляка, до августа я даже не слышала. Уверена, что большинство ставропольчан – тоже. В нынешнем году исполняется 110 лет со дня его рождения. И десять лет с того момента, когда Константинопольский патриархат причислил его к лику святых. Представляете, современный святой родился в Пятигорске...

Светоч театра

Кисловодский театр-музей «Благодать» представил в августе новый спектакль «Пока горит свеча». Он посвятил его священнику Дмитрию Клепинину. Проект, созданный по инициативе митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла, вне всякого сомнения, уникален. Главной темой мероприятия (это не только спектакль, но и две выставки, и вступительное слово священника Антония Скрынникова) стала жизнь и духовный подвиг Дмитрия Клепинина, священника, религиозного мыслителя и участника французского Сопротивления.

– Спектакль-выставка «Пока горит свеча» – только первая ласточка большого проекта «Православие в изгнании», который будет осуществлен театром-музеем «Благодать» в ближайшее время, – говорит руководитель театра заслуженный работник культуры России Валентина Имтосими.

Планы – на десяток подобных спектаклей как минимум. И все они уникальны по наполнению, многие факты российскому зрителю, как и в этом спектакле, представлены впервые. Например, судьба русского гения мировой авиации Игоря Сикорского... Но не будем забегать вперед, постараемся понять, почему именно Дмитрий Клепинин стал героем, которого выбрали и митрополит Кирилл, и театр-музей. Выбор владыки можно объяснить желанием представить забытое имя, неизвестного в России святого. А вот выбор Валентины Имтосими и ее коллектива будет не вполне понятен, если не сказать несколько слов о самом театре «Благодать».

Это уникальное явление культуры не только Кавказских Минеральных Вод, но и всей России. Исследуя историю курортов, жизнь связанных с ними исторических лиц России, со времени своего создания в 1991 году театр не только оживил старинную усадьбу «Благодать» почетного учителя Агафонова, но и стал центром сближения прошлого и настоящего, центром пополнения того духовного дефицита, который все мы в той или иной мере ощущаем.

Нельзя обойти стороной и такую составляющую театра-музея, как угощение. Валентина Имтосими убеждена, что языком искусства и… кухни можно объединить людей. И ей уже более двадцати лет удается это совмещать: театрализованное представление сменяется общей трапезой, во время которой можно узнать чуть ли не больше, чем на самом спектакле.

Нынешняя работа Валентины Имтосими и ее сподвижников позволила вернуть на родину еще одно забытое имя русского человека, который, оказавшись на чужбине, помнил о России, любил ее и делал то, что соответствовало убеждениям христианина.

Душа зовет к забытым берегам

Театр начинается с вешалки, а мероприятие, посвященное Дмитрию Клепинину, в театре-музее «Благодать» началось с выставки. Документально-биографическая экспозиция из семейного архива дочери Дмитрия Клепинина Елены, живущей в Германии, подчеркивала неповторимый колорит жизни нашего земляка. Очень жалею, что не смогла все на ней рассмотреть, все перечитать, все запомнить.

На стендах – материалы уникальные. Неизвестные в России о неизвестной России. И их появление тоже небезынтересно. Сначала была долгая переписка с Еленой Аржаковской-Клепининой. Елена Дмитриевна вроде бы и не сопротивлялась особо, но и рвением не горела. Отвечала коротко: у меня сохранилось мало документов о жизни отца. А они – В. Имтосими и сопровождавший ее в Германию Александр Портнягин – взяли и рискнули: поехали. С собой повезли ксерокс, и оказалось, что материалов – пруд пруди. Хватило на целую выставку. Хватило, чтобы понять, что всеохватная любовь и практическая активность таких людей, как отец Дмитрий, питают и объединяют нас, позволяют не забыть, а, напротив, опереться на нравственный стержень. И от него уже искать основу для восстановления российского общества, ту самую национальную идею, которой, увы, пока нет...

Жизнь до половины

Знаете, русская земля много потеряла от того, что Дмитрий Клепинин, как и многие другие подвижники, покинул Родину... Других-то у нас не скоро выросло... А его жизнь была основана на одной из главных идей христианства – свободе воли. И не поймешь, откуда такая целостность в каминводском мальчишке.

Родился Дмитрий в 1904 году в Пятигорске в семье архитектора Андрея Николаевича Клепинина. Рассказывают, что Дмитрий сильно болел в младенчестве. Уже и надежды никакой не было, и священника позвали его соборовать. А тут матушка сложила его детские пальчики в крест и осенила им всех собравшихся. Мальчик со следующего дня стал выздоравливать. Отец же знатный был архитектор. Его пригласили из Москвы, чтобы превратить Кавказские Минеральные Воды из захолустья в ровню европейским курортам. Но эта другая история, не менее интересная. Еще одна связана с тем, кто, кроме Государя Российского, спонсировал строительство Главных нарзанных ванн в Кисловодске – эмир Бухарский, между прочим. Все эти ответвления от главной истории – возможно, будущие спектакли «Благодати». Но, во всяком случае, никто не будет спорить, что здание Главных нарзанных ванн, построенных по проекту Клепинина-старшего, тогда украсило Кисловодск да и сейчас украшает.

«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…». Строки Данте Алигьери написаны задолго до Октябрьской революции. А как актуальны в применении к ней. Ведь Великая Октябрьская положила начало Гражданской братоубийственной войне и красному террору. А завершилось все, как завершилось – массовым, почти библейским исходом из страны свыше двух миллионов россиян. Практически вся элита страны и многие деятели культуры Серебряного века оказались на чужбине. Уходя в изгнание, уносили они с собой священное чувство любви к Родине...

Клепинины не избежали общей доли. Сначала бежали в Одессу, в 1920 году эмигрировали в Константинополь, затем в Белград. Дмитрий, едва справивший шестнадцатилетие, – член кружка православных студентов, основанного Н. и М. Зерновыми. (Кстати, тоже нашими земляками, один из которых получил мировую известность как бальнеолог). А позже   – студент Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже, который окончил в 1929 году.

Церковная карьера Дмитрия Клепинина развивалась, скажем так, по законам жанра: псаломщик, один из основателей в 1935 году благотворительной и культурно-просветительной организации помощи русским эмигрантам «Православное дело» и общежития для обедневших русских эмигрантов в Париже. В 1937 году он был рукоположен в сан диакона и священника и назначен помощником настоятеля церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы (в этот же год он женился). Через год был назначен настоятелем Свято-Троицкой церкви в Озуар-ла-Ферьере под Парижем. С 1939 года – настоятель домового храма Покрова Пресвятой Богородицы при этом общежитии.

Оставаться самим собой

Жизнь в эмиграции ломала многих. Вчерашние атеисты становились истово верующими, убежденные патриоты готовы были смириться с потерей Родины, лишь бы сгинул ненавистный им советский строй, а самые непримиримые становились вдруг энтузиастами «новой жизни» в СССР. Отец Дмитрий оставался самим собой. Определилась и цель, которую он вряд ли когда высказывал вслух: ответственность за судьбу Церкви в России и за рубежом. И ответственность за людей, которые пришли к тебе с верой.

Они и шли к нему во время оккупации Парижа. К нему и монахине матери Марии, русской женщине Елизавете Пиленко, в замужестве Скобцовой, с которой они вместе помогали евреям избежать отправки в лагеря смерти – выдавали свидетельства о крещении в православную веру. И эти свидетельства становились охранной грамотой для прихожан. Позже это назовут «участием в деятельности Сопротивления». А фашисты тогда назвали «прямым пособничеством евреям». Ведь при крещении, когда менялось имя, менялась и принадлежность к нации. 8 февраля 1943 года отца Дмитрия вместе с другими сотрудниками «Православного дела» арестовало гестапо. Мать Мария пришла туда сама. У обоих в будущем были только концлагеря и смерть.

Ничто не мешало ему перестать спасать евреев и продолжить прежнюю жизнь либо после ареста, в концлагере, назваться гражданином Франции, а не русским, чтобы попасть в сносные условия заключения. Однако каждый раз он выбирал путь, который считал нравственно правильным. Поразительно, но в отличие от мучеников первых веков нацисты не требовали от отца Дмитрия отречься от веры. Они требовали, чтобы он ... прекратил помогать евреям.

Через год он умер в концлагере от болезни и истощения. За несколько часов до смерти он попросил знакомого русского надзирателя перекрестить его его же рукой. Круг замкнулся.

После окончания войны Израиль удостоил отца Дмитрия звания «Праведный между нациями», а в 2004 году Константинопольский патриархат Православной церкви канонизировал его и причислил к лику святых. О нем снято два фильма.

Как путеводная звезда

Вот такая история. Актеры театра «Благодать» вынесли на суд зрителей биографический спектакль об отце Дмитрии Клепинине. Я не хочу нынче выступать в роли театрального критика, тем более что на все про все у творческого коллектива было две недели. Пусть обкатается представление, тогда и поговорим. И, несмотря на какие-то недочеты, которые всегда найдет придирчивый зритель, спектакль смотрелся на одном дыхании. И назвать имена тех, кто создал это театральное действо, конечно же, надо.

Автор пьесы и исполнитель роли архитектора Кисловодска Андрея Клепинина – заслуженный артист Грузии Михаил Нерясов, режисер-постановщик – Ольга Колчева, музыкальный руководитель – Нелли Дмитриевская. В главных ролях: отец Дмитрий Клепинин – Дмитрий Брунько, жена Дмитрия Клепинина, Тамара Баймакова – Светлана Афанасьева, мать Мария – Людмила Лаврова.

От бога и надолго

И еще об одном нельзя не сказать. Особого настроения действу в «Благодати» добавила выставка картин и колокольчиков из личной коллекции митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла. Ничего сверхсложного. Картины, подаренные владыке за его жизнь. И колокольчики, которые он собирает тоже всю жизнь.

«Цена изгнания есть страшная цена»
Газета «Ставропольская правда»
5 сентября 2014 года