Налоговая нагрузка на бизнес в России возрастет
Одно ясно точно: налоговая нагрузка на предпринимательство в России скоро возрастет, вопрос только, в каком именно объеме. Главный предмет спора – выбор между повышением НДС и введением дополнительного налога с продаж. Вариант пока не повышать налоги, по всей видимости, уже отброшен, - рассуждает наш постоянный эксперт Роман САВИЧЕВ, возглавляющий Юридическое агентство «СРВ». Сегодня вместе с ним мы попытаемся разобраться в нюансах развернувшейся на самом высоком уровне дискуссии.
- Этим летом правительство активно прорабатывает варианты повышения налоговой нагрузки и ужесточения налоговой дисциплины, - отмечает Р. Савичев. - Черта «неповышения налогов», мне кажется, уже психологически пройдена: ситуация с бюджетом не оставляет властям другой возможности. И здесь главное – не просчитаться и учесть все последствия как для государственной казны, так и для налогоплательщиков.
Напомню, сначала звучала идея введения со следующего года налога с продаж в размере трех процентов, а после 2018 года - повышение на два процентных пункта НДФЛ и НДС - с 13 до 15 процентов и с 18 до 20 соответственно. Минфин России даже внес пункт о новом налоге в «Основные направления бюджетной политики на 2015 – 2017 годы», опубликованные 10 июля. Дополнительные доходы от налога с продаж там оцениваются в 195 - 230 млрд рублей в год. Причем новый налог планировался как спасательная мера для региональных бюджетов, у которых в силу разных обстоятельств в последнее время сильно растут дефициты. И, как видим, Ставрополье в этом плане представляет собой красноречивый пример. Очевидно, что прежними темпами госдолг уже наращивать нельзя, надо как-то иначе «закрывать» все тяжелеющую расходную часть бюджета.
Однако теперь, если судить по развернувшемуся обсуждению, правительство уже склоняется к повышению НДС на два процентных пункта - до 20%. Это позволит получить в бюджет более солидные суммы. Ведь НДС платят все торговцы, а налог с продаж – только конечные розничные продавцы. При этом половина розничного товарооборота приходится на малый бизнес, который сейчас работает по упрощенной системе и зачастую без кассы, – такие предприниматели платят только единый налог на вмененный доход.
Как ожидают в правительстве, увеличение нагрузки по НДС на 50% ляжет на компании, на 50% - на потребителей. При этом вклад налога в инфляцию не должен превысить 1%. Больше всего от повышения НДС пострадают отрасли, работающие на внутренний рынок, - розница и коммунальная сфера. Кроме того, в случае поднятия налога на добавленную стоимость уже в 2015 году удар ждет сферу импорта в Россию тех товаров, которые будут считаться по максимальной ставке согласно законодательству. К тому же гарантий того, что минимальные ставки по НДС не будут пересмотрены в большую сторону, нет. А в целом эффект от повышения НДС на два пункта оценивается в 500 млрд рублей.
Думаю, излишне много рассуждать о том, что бизнес-сообщество будет активно противиться любым шагам по повышению налоговой нагрузки, мотивируя это и без того непростыми условиями для ведения успешной предпринимательской деятельности. И я как бизнесмен также солидарен с таким мнением. Экономический рост практически остановился, прибыльность предприятий снижается. Увеличение бремени лишь усугубит эти процессы. Ясно, что отечественным предприятиям и представителям малого и среднего бизнеса, работающим только на внутренний рынок, придется заняться реструктуризацией своего бизнеса, чтобы остаться на рынке. Более того, увеличение НДС не сможет гарантировать стабильности российской экономики. Если начнет происходить массовый отток иностранного капитала из России, то совершенно не ясно, как будет развиваться наша экономика и промышленное производство. Не исключено, что казна недополучит еще больше средств от ухода предпринимателей в тень.
Вместе с тем неприятно осознавать: ситуация принимает такие масштабы, что полностью проблему дырявого бюджета ни прибавка к НДС, ни налог с продаж никак не решат. Незакрытые потребности бюджета выше в несколько раз. В СМИ говорится, что суммарный дефицит региональных бюджетов в этом году приблизится к 900 млрд рублей. В проекте бюджета на 2015 – 2017 годы предусмотрен рост расходов на оборону на 1 трлн рублей, почти на столько же должны вырасти и социальные расходы, а доходы казны при этом будут падать.
Минфин РФ видит решение в радикальном сокращении бюджетных расходов, что означает сокращение финансирования, а то и «замораживание» части программ. Звучат и предложения о том, что нужно распечатать Резервный фонд.
Ясно одно: непопулярные решения, в том числе по повышению налогов бизнеса, а впоследствии и населения, властям на всех уровнях все равно придется принимать. Вскоре мы узнаем, какие из них станут первоочередными... Уверен, что в рамках рубрики «Законный интерес» мы еще не раз будем возвращаться к этой теме.
1 августа 2014 года